Арестованных чиновников из Коми отлучили от защиты

О неожиданном повороте в деле губернатора Коми Вячеслава Гайзера написал МК. Адвокаты фигурантов так называемой "ОПГ Коми" решили дойти до Конституционного суда. Они намерены пожаловаться высшим судьям на то, что их не пускают к подзащитным. О сложившейся ситуации "Комиинформ" писал сегодня днем.

Несмотря на то, что закон не обязывает просить у следователя разрешение на такую встречу, в России сложилась обратная практика.

Ни глава республики Вячеслав Гайзер, ни его заместитель Алексей Чернов, ни прочие арестованные до сих пор ни разу не смогли встретиться со своими защитниками. Адвокаты не могут попасть в "Лефортово", поскольку "добро" не дает Следственный комитет РФ.

Без юридической помощи задержанных чиновников Коми номинально не оставили. Но это именно номинально. К адвокатам по назначению (которые даже финансово зависят от следователя: он подписывает документы по оплате их труда) они относятся настороженно. Впрочем, речь даже не о доверии — у каждого человека, оказавшегося за решеткой, есть право на собственного, а не назначенного следствием, адвоката. Так гласит закон.

Адвокаты задержанных вступили в дело в прошлую среду, а в четверг они подали уведомление в СК аж тремя способами.

"Я написал ходатайство на имя старшего следователя по особо важным делами при Председателе СК генерал-майора Зигмунда Ложиса, - говорит адвокат замглавы Коми Алексея Чернова Карен Гиголян. - Опустил письмо в ящик, который стоит в бюро пропусков здания СК в Техническом переулке. Сам факт зафиксирован на видео. В тот же день, 24 сентября, направил еще и телеграмму на имя Ложиса и получил уведомление от почты, что она вручена в 15.40. Наконец, я много раз звонил в СК и общался с уполномоченными сотрудниками. Безрезультатно!"

Не повезло и адвокату самого Гайзера. По словам Вячеслава Леонтьева, в СК от него уже стали отмахиваться, как от назойливой мухи - мол, надоел уже своими звонками и запросами. Он на это: "А что прикажете делать? В "Лефортово" к Гайзеру без вашего согласия меня не пускают!"

Казус в том, что закон и не требует, чтобы адвокат просил разрешения на встречу со своими подзащитным у следователя. Но сложилась повсеместная практика, когда следователь письменно уведомляет администрацию СИЗО, что адвокат такой-то допущен к задержанному такому-то. Нет такой бумажки — двери изолятора не откроют. Обычно дают уведомление-разрешение следователи в тот же день, когда к ним обращаются адвокаты. По УПК ходатайство рассматривается до 3 дней.

Но в случае с Гайзером и остальными основными фигурантами уголовного дела даже этот срок давно вышел. Так почему им не дают встретиться с защитниками? Источник в следствии говорит, что следователь просто не справляется со всем объемом работы. Дело большое, подозреваемых аж 19.

"А я считаю, что наших подзащитных намеренно изолировали от нас, - уверен Леонтьев. - Такая политика вызвана тем, что ежедневно с задержанными могут общаться оперативники, проводить очные ставки, допросы. А задержанные, находясь в стрессовой ситуации без поддержки адвокатов, могут вводиться в заблуждение. Ну знаете, как в кино: одному заключенному говорят, что второй якобы дал показание на него, и что надо срочно спасать ситуацию, рассказать то-то и то-то. Арестант принимает все за чистую монету и на все соглашается. Это же классика!"

Защитники задержанных чиновников из Коми готовят заявление в Конституционный суд, где попросят разобраться: не противоречит ли Конституции тот факт, что адвокатов пускают в СИЗО только после уведомления - разрешения следователя.

ren.tv

По материалам ИА "Комиинформ"

29 сентября 2015

Политика