Свидетель по делу Осипова: "Нас поставили перед фактом - людей нужно сократить и создать ООО"

После обеденного перерыва сегодня, 6 октября, Сыктывкарский городской суд продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении экс-руководителя республиканского Комитета лесов Василия Осипова, его заместителей и подчиненных, а также директора Коми регионального лесопожарного центра Владимира Дробахина.

Как передает корреспондент из зала суда, очередным свидетелем со стороны обвинения выступил Павел Смоленцев, который работал директором Сыктывдинского лесхоза с 1988-го по 2012 годы.

Отвечая на вопросы гособвинителя касаемо заключения госконтрактов по охране и защите лесов (ОЗЛ), П.Смоленцев отметил, что их готовили совместно: и лесхозы, и Комитет лесов РК. Кто и что именно готовил, он точно не помнит.

"В этот период у меня были три серьезные операции", - оправдывался свидетель.

"С какого периода началось заключение контрактов?" - поинтересовался прокурор.

По словам П.Смоленцева, все началось в 2007 году, когда был принят Лесной кодекс. "Поставили перед фактом: нужно выполнять планы. Людей нужно сократить и создать ООО. Это мы сделали. Но почему-то бюджет забыл дать денег на сокращение", - сказал свидетель.

Далее он рассказал о практике заключения госконтрактов, о закупке древесины и расценках в лесном хозяйстве. Затрагивая тему выделения древесины лесничествам, свидетель сообщил, что для этой процедуры была разработана специальная формула.

"Давали около десяти тысяч, а потом стали давать меньше. Под конец 2011 года было восемь тысяч кубометров".

"Что за формула? Из каких параметров складывалась?" - продолжил гособвинитель. "Не помню. Ее разрабатывали в Комитете лесов", - последовало в ответ.

"В чью бытность она была разработана?" - спросил прокурор, намекая на то, кто в тот момент был руководителем ведомства.

"Видимо, еще при Обухове".

"Данная формула менялась, когда руководители менялись?"

"Особо нет. Я не чувствовал это на своей работе".

Также свидетель рассказал, что исполнителем работ по госконтракту было предприятие "Мастер лес", которое выиграло конкурс по разрубке просек в 2008, 2009 или 2010 годах.

"Кто в 2011 году был исполнителем работ по госконтракту?" - попросил уточнить гособвинитель.

"Скорее всего, Сыктывкарская авиабаза. Ею руководил Дробахин".

Затем прокурора интересовала процедура внесения допсоглашений в контракты. Как пояснил свидетель, дополнительное соглашение вносилось, например, из-за климатических условий.

"Например, в случае,если заехать на участок не представлялось возможным, его приходилось менять".

"А это законно?"

"Так это не влияло на конкурс. Если участок менялся, то менялся совершенно на такой же".

"Знаете ли вы какие-нибудь нормативные акты, которые позволяют это делать?"

"Нет. Но это никак не влияло на экономическую ситуацию одного предприятия".

Отвечая на следующие вопросы, П.Смоленцев рассказал, что когда принимались работы по госконтракту, то они все они были выполнены.

"Один контракт был не исполнен - по разрубке квартальных просек".

По его словам, объем леса по контракту был заготовлен в полном объеме, при приеме делянок составлялись документы, недорубы при приеме делянок выявлены не были.

"Контрактом 2012 года занимался мой зам, я знал, что иду на заслуженный отдых. 6 апреля уже ушел с работы".

"Кто занимался контрактом со стороны Комитета лесов?"

"Несколько отделов. В основном, отдел по лесопользованию. Тогда им руководил Владимир Гулицкий".

Свидетель также отметил, что указания от комитета были общими для всех лесничеств. "Мы обращались к ним, нам давали разъяснения, как гласит законодательство", - рассказывал П.Смоленцев.

Далее прокурор перешел к более детальным вопросам.

"Кто учредил ООО "Сыктывдинская лесохозяйственная компания"? Чем она занималась?", - начал гособвинитель.

"В первое время учредителем был Смоленцев и еще двое. Потом ушли в начале 2009 года. ООО создается для получения прибыли. У меня такой цели не было. У меня была цель - выполнить план"

"Имелись ли у вас запреты на занятие предпринимательской деятельности? Почему вы вышли из состава?"

"В комитете сказали, что нельзя. Кто точно сказал, не могу вспомнить, возможно, сами созрели".

Отвечая на дальнейшие вопросы, свидетель заметил, что точно сказать не может, складывалась ли такая же ситуация в других лесничествах. Руководителем Прилузского лесничества в 2009 году был подсудимый Василий Осипов.

"Если из Комитета лесов была доведена позиция, что вам не следует быть в составе учредителей, то до Осипова была доведена такая же информация?"

"Утверждать не могу".

"Смоленцеву запретили, а Осипову рекомендовали. Такое могло быть?"

"Не знаю. Нигде же не было прописано, что руководителям лесничеств нельзя заниматься этим".

Далее П.Смоленцев рассказал о проверках, проводимых Россельхозом.

К допросу свидетеля подключился В.Осипов.

Отвечая на его вопросы, свидетель сказал, что в Комитете лесов по этому поводу проводились совещания, в итоге были созданы хозяйствующие субъекты в виде ООО, была даже дискуссия, предлагалось создать другое. "Но что именно, я не очень помню".

"Вы были сначала учредителем Сыктывдинской лесохозяйственной компании, а потом вышли. А кому передали свой пай? Родственнику?"

"Я передал свой пай своей снохе, она не является родственником".

Имущество лесхоза после его ликвидации, которое было непригодно, - списали, а остальное оставили лесничеству, помещения в аренду не сдавали.

Далее были допрошены еще несколько свидетелей, в том числе Жанна Главацкая, которая суду заявила, что не видела, чтобы в кабинет ее руководителя В.Осипова заносили сверток или пакет. Напомним, такое же заявление сегодня дала и другая сотрудница Комитета лесов РК Ирина Афанасьева.

***Василий Осипов обвиняется в превышении должностных полномочий, незаконном предпринимательстве и получении взятки в сумме 20 тысяч рублей.

По версии следствия, в 2007 году работниками государственного учреждения Республики Коми "Прилузское лесничество", руководителем которого на тот момент являлся В.Осипов, было создано ООО "Прилузский лесхоз". Основной сферой деятельности предприятия являлась лесозаготовка.

С ноября 2010 года по июнь 2014 года В.Осипов, уже будучи руководителем Комитета лесов Республики Коми, лично и через доверенных лиц принимал участие в управлении ООО "Прилузский лесхоз", представляя ему льготы и преимущества и оказывая покровительство в иной форме.

В 2011-2013 годах обвиняемый от лица Комитета заключил с ООО "Прилузский лесхоз" три государственных контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на общую сумму более 14 миллионов рублей. Вопреки закону контракты содержали условия об одновременной продаже ООО "Прилузский лесхоз" лесных насаждений для заготовки древесины (в 2011 году - 50 тысяч кубометров, в 2012 году - 62 тысячкубометров, в 2013 году - 61 тысячи кубометров). Ни одному лесозаготовителю региона по госконтрактам не предоставлялось право на заготовку такого объема леса.

С целью исключения конкуренции по указанию В.Осипова в 2012-2013 годы в аукционную документацию незаконно включались условия о выполнении работ субъектом малого предпринимательства. В результате на аукционах в отношении подведомственных госучреждению "Прилузское лесничество" лесов участие принимало только ООО "Прилузский лесхоз". Контракты с ним заключались как с единственным поставщиком.

Полученный В.Осиповым от деятельности ООО "Прилузский лесхоз" доход превысил 14 миллионов рублей.

По данному факту в отношении В.Осипова было возбуждено уголовное дело по статье 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности).

Фото Ирины Кнутас

По материалам ИА "Комиинформ"

6 октября 2015

Право