Вопрос комментатора "водилы"

Почему бензин вынужден дорожать там, где из недр извлекают нефть

Фото Андрея Шопши

На позапрошлой неделе на автозаправочных станциях Коми снова повысилась цена на бензин, и вот какой комментарий к соответствующей новости информационного агентства "КомиОнлайн" был оставлен читателем под ником "водила": "люди даже не комментируют уже, смирились совсем с неизбежным((( где ваш негатив?" И в самом деле: новости о повышении цен на моторное топливо уже вошли, что называется, в повседневный информационный обиход, вызывая бурную реакцию (и то, в основном, в сетях) в случае совсем уж резкого их роста - на рубль и более за литр, например. Случай последнего зафиксированного повышения - совсем не выдающийся в этом смысле. Стоимость 98-го бензина на АЗС "ЛУКОЙЛа" повысилась всего на 40 копеек (0,9%), стоимость 95 и 92-го - на 20 (0,5%).

Но остановятся ли топливные цены на этом? Нет - и мы должны, вероятно, заново разжевать для себя механизм их образования, чтобы быть морально готовыми к дальнейшему росту.

Нефть, знай своё место!

Классический аргумент тех, кто живёт в России вообще, а в нефтедобывающих регионах - особенно: мы ходим по земле, под которой лежит "чёрное золото", но вынуждены почему-то покупать бензин по заоблачным ценам!

Если бы автомобиль мог подъехать к скважине какого-нибудь месторождения - Возейского или, например, Усинского, - запустить, допустим, насос под землю, быстро наполнить свой бак нефтью и, опровергая все законы физики и химии, поехать как ни в чём не бывало дальше, весь дальнейший разговор, который сейчас заведён, конечно, обессмыслился бы. Вот такое "чёрное золото" и такие невероятные машины действительно сотворили бы настоящее чудо, ездить и перевозить по нашим дорогам в этом случае было бы подлинным удовольствием. Экономическим, конечно. Потому что про экологию тут же бы пришлось забыть, и что творилось бы с воздухом, трудно себе и представить. Да, боюсь, и производители автомобиля со столь неслыханными техническими характеристиками взвинтили бы на него цену…

Но место нефти - в недрах. Довольно глубоко в недрах. Именно в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции довольно глубоко в недрах. И чтобы её оттуда извлечь, особенно в условиях Арктики, требуется потратить N-ное количество буров, труб, резервуаров и прочего оборудования, химреагентов, а самое главное - людей и времени. То есть, в конечном счёте, - денег.

Но даже когда нефть попадает на поверхность земли, заправляться ею невозможно. Далеко не при каждой скважине можно построить нефтеперерабатывающий завод, и не дай Бог, если кто-нибудь так начнёт делать.

Значит, второе место нефти - в трубе или цистерне, через которые она придёт на нормальные НПЗ. Труба, цистерна, насосы, опять же резервуары и реагенты, и опять же, самое главное, люди - это логистика, а стало быть, опять деньги.

Модельные параметры нефтепереработки

Мало кому сейчас непонятно цифросочетание "90-60-90" - условные параметры идеального соотношения груди, талии и ягодиц модели. Но если кто-нибудь назовёт другое сочетание - "60-66-90-100", - то ему придётся долго объяснять, что он ничего не перепутал, не стал зачем-то измерять у модели, допустим, окружность головы и т.п. Потому что это вовсе не параметры модели. Точнее, модели тоже - но налоговой. И относится она к нефтеперерабатывающей промышленности.

О системе "60-66-90-100" далее можно написать несколько страниц убористого текста - настолько сложна и увлекательна она для тех, кто интересуется особенностями налогового и таможенного администрирования в нефтяной отрасли. Если вкратце: касается она, прежде всего, пошлин на экспорт сырой нефти, светлых и тёмных нефтепродуктов и была в своё время призвана стимулировать сокращение экспорта сырья, производства мазута и, наоборот, увеличение производства бензина, дизеля и особенно - продуктов "высокой возгонки" (прежде всего авиакеросина).

Результатов, правда, правительство на этом поприще добилось не сказать чтобы впечатляющих, поскольку этот "налоговый манёвр" задумывался при совершенно иных мировых ценах на нефть. Сейчас оно же думает над тем, как переписать введённые некогда правила, потому что 30-40 долларов за баррель - совсем не то же, что 80-90. И нет никакой гарантии, что уровень 30 не будет пробит. Вниз.

Высокая бензиновая возгонка

То есть стимуляция нефтяных компаний выброса на внутренний рынок большего количества светлых нефтепродуктов сработала вхолостую. Пропорции бензина, дизельного топлива и мазута, производимых на заводах, остались те же. Однако с 1 апреля 2016 года началась другая "возгонка" - акцизов на моторное топливо. 26 февраля Государственная Дума согласилась с предложением правительства мобилизовать поступление доходов в федеральный бюджет путём поднятия этих акцизов. На бензин 5-го класса (то есть 95-й и 98-й) он поднимается на 34,5%, на бензин ниже 5-го класса - на 24,8% (но в натуральном выражении он выше), на дизтопливо - на 27,5%.

Таким образом, налоговая составляющая в цене моторного топлива "благополучно" перевалила за отметку 55% и в иных случаях стала достигать 60%. Потому что, помимо акцизов, в ней присутствуют ещё два налога - на добычу полезных ископаемых (государство должно получить с нефтяников мзду за право выкачивать сырьё из принадлежащих ему недр) и на добавленную стоимость (за право продавать эту нефть).

Другие составляющие в цене бензина распределяются так: 35-38% - расходы на добычу нефти, её хранение, транспортировку и переработку, хранение и транспортировку оптом нефтепродуктов, хранение и продажу нефтепродуктов в розницу. И наконец, 5% - это прибыль компании.

Цена отсечения

Того, кто попробует намекнуть на добрую маржу, которую вертикально-интегрированные компании имеют-де с продажи сырой нефти, буду вынужден адресовать к лентам новостей и минимальному знакомству с действующей в России налоговой системой. Во-первых, уже при цене нефти в 50 долларов за баррель начинает действовать бюджетное правило, при котором весь доход, получаемый нефтяными компаниями свыше её, уходит в Резервный фонд государства. Во-вторых, даже при цене ниже 50-ти за счёт налогов и пошлин прибыль нефтяников стремится если не к нулю, то к очень условной величине: каждый дополнительный доллар прироста цены свыше 25 долларов приносит им не более 18 центов.

По мнению экспертов, рост цен на топливо в этом году может составить 15%. Так что комментатору "водиле", желающему вызвать "негатив" со стороны народа, стоит только донести до этого народа, кто именно способствует повышению цен на бензин. Из этого, естественно, не следует, что казну не нужно пополнять. Нужно - расходов у государства очень много, и к ним добавилось за последние годы много новых и мало предвиденных.

Но нужно и видеть, что нефтяные компании, которые и без того рассматриваются всеми как бесконечный источник снабжения деньгами, к последнему росту топливных цен имеют крайне опосредованное отношение.

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

27 апреля 2016

Экономика