Правительство Коми может монополизировать рекламный рынок региона?

В распоряжении редакции БНК оказалось финансово-экономическое обоснование к проекту закона "О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми", которым, в частности, предусмотрено создание нового специализированного государственного казенного учреждения, единственной сферой деятельности которого станет рынок наружной рекламы республики. БНК приводит выдержки из обоснований проекта закона и расчёты его авторов.

Фото Юрия Кабанцева из архива БНК

Как говорится в пояснительной записке к проекту закона "О перераспределении отдельных полномочий…", с муниципального на республиканский уровень предлагается передать распоряжение земельными участками под рекламными конструкциями, утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, выдачу разрешений на установку и эксплуатацию наружной рекламы, аннулирование разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачу предписаний о демонтаже наружной рекламы, определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке, в том числе требований к ним, проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и многое другое.

Проект этого закона и пояснения к нему были опубликованы в сентябре на сайте упраздненного в октябре министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми. Вступить в силу он должен по плану уже 1 января 2017 года, однако в повестке ближайшей сессии Госсовета Коми пока не значится.

В качестве исполнителя закона будет назначено новое госучреждение. Судя по расчетам, эта организация со штатной численностью в 22 человека должна заработать также с января 2017 года. В качестве целесообразности создания очередной госорганизации авторы проекта закона указывают увеличение доходной части бюджета республики на 15-25 млн рублей в год за счет доходов от разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также контроль над рынком наружной рекламы: "… реализация Закона … обеспечит прозрачность и контролируемость процесса функционирования рынка рекламы, а также государственное регулирование в сфере размещения социальной рекламы". Согласно той же предварительной детализации расходов ежегодно на содержание рекламного республиканского контролера предполагается тратить по 22 млн рублей.

Как следует из справки к документу, в Коми в настоящее время установлено 1072 рекламные конструкции, из которых примерно половина - билборды 3х6 метров. При расчете потенциальных доходов казенного учреждения его авторы берут в расчет среднюю на сегодня по республике базовую ставку аренды одного квадратного метра рекламной плоскости в год - 800 рублей. При этом в настоящее время, например, в Сыктывкаре базовая ставка аренды квадратного метра рекламных конструкций в год составляет 100 рублей, а с нового года она должна была вырасти до 500 рублей без учета различных повышающих коэффициентов.

Доход только Сыктывкара в этом году при ставке аренды рекламных площадей 100 рублей за квадратный метр в год должен по плану составить чуть менее 7 млн рублей. В целом по Коми в муниципальные бюджеты Сыктывкара, Ухты, Инты, Печоры и Вуктыла от наружной рекламы должно поступить около 8 млн. Расчеты эффективности нового государственного казенного учреждения предсказывают уже республиканскому, а не местным бюджетам поступления в 30 млн в 2017 году, 49 млн в 2018 и почти 69 млн рублей в 2019 году. Само учреждение, согласно проекту закона его создающего, должно действовать до 31 декабря 2021 года, как и закон, регулирующий его работу.

По материалам ИА "Север-Медиа"

9 ноября 2016

Экономика