Скрипач Николай Саченко: "Со скрипкой не нужно бороться, на ней нужно играть"

В пятницу, 16 декабря, в заключительном концерте цикла "Отражение вечности" на сцене Театра оперы и балета республики Коми выступит именитый скрипач Николай Саченко. Концертмейстер симфонического оркестра "Новая Россия" под руководством Юрия Башмета, обладатель первой премии XI-го международного конкурса имени П.И.Чайковского прилетел в Сыктывкар, чтобы сыграть концерт для скрипки с оркестром ре мажор Иоганеса Брамса. О первых впечатлениях от совместной работы с оркестром сыктывкарского театра, о предпочтениях в выборе инструмента и эмоциях в концерте Брамса музыкант рассказал в интервью БНК.

Фото Виктора Бобыря

- Ваше становление как исполнителя пришлось на 90-е годы, честно говоря, непростое время. Никогда не было соблазна выбрать другое занятие?

- Не было даже мыслей об этом, потому что столько было потрачено усилий к тому моменту. Да, были ситуации, когда люди в то время заканчивали консерваторию, а потом занимались чем-то, совершенно не связанным с музыкой. Много таких примеров было. У меня так не получилось. Голода-холода не помню, хотя я достаточно долго жил в интернате, бывало по-разному. Но мыслей бросить музыку не было.

- Одним из ярких событий в вашей жизни была победа в 1998 году в международном конкурсе имени П.И.Чайковского. Ваша жизнь после него сильно изменилась?

- Да, конечно. Стало больше концертов, изменилось отношение и со стороны, и к самому себе. Появились международные проекты. Открылись новые площадки, новые оркестры, в которые не так просто попасть. Но эти перемены произошли не в одночасье, они накапливались достаточно долго. Хотя с точки зрения карьеры, по-моему, это был не самый удачный момент для участия в конкурсе. Это в Советском Союзе победители получали мощную государственную поддержку, а в 90-е годы произошла смена формации - новое молодое государство и на тот момент было не совсем понятно, в какую сторону все меняется. Особого внимания к лауреатам и победителям конкурсов тогда не было.

- Для участников последнего конкурса имени Чайковского было за счастье просто попасть в число тех, кто пройдет хотя бы заочное прослушивание.

- У нас тоже было предварительное прослушивание за полгода. Сейчас, конечно, система поменялась. И мне не совсем нравятся эти перемены. Но сам конкурс по-прежнему вызывает большой ажиотаж, публика ходит на прослушивания, это праздник для зрителей и участников. У слушателей появляются свои любимчики среди участников конкурса, публика становится непосредственным участником конкурсной истории.

- В 1995 году после победы на международном конкурсе им. Леопольда Моцарта в Германии по инициативе семей Шмук и Вестерхольф вы получили в подарок скрипку работы французского мастера Саломона второй половины 18 века. Она еще с вами?

- С этой скрипкой, кстати, я и выступал на конкурсе имени Чайковского. Нет, сейчас у меня ее уже нет, я ее продал. Сегодня у меня новая скрипка современного мастера.

- На чем интереснее играть - на современном инструменте или старой скрипке известного мастера?

- Скрипка - это инструмент, в чем-то ее можно сравнить с молотком плотника. Все зависит только от того, как тебе удобно на нем играть. Главное, чтобы ты с помощью этого инструмента смог сделать то, что хочешь, чтобы тебя ничего не ограничивало. Бывает, что даже с очень хорошим инструментом приходится как-то бороться, часть усилий уходи на решение каких-то технических проблем. Иногда инструмент просто не подходит, он звучит, но на это тратятся какие-то дополнительные усилия. Все должно быть максимально экономично, инструмент должен давать тот спектр, чтобы ты мог динамически и тембрально выражать то, что хочешь.

- Сейчас у вас только один инструмент?

- У меня сейчас две скрипки, вторая - старая итальянская (инструмент работы Ф. Руджери 1697 года из Российской государственной коллекции музыкальных инструментов - БНК). Но на ней гораздо сложнее играть. К тому же с ней нужно помнить о сохранности. На старых инструментах климатические изменения проявляются гораздо более неприятно и сильно мешают. В основном, сильно влияет влажность, ее перепады.

- Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Брамса, который Вы будете исполнять с оркестром нашего театра, считается одним из самых сложных произведений в этом жанре. В чем именно его сложность?

- Сложность в том, что в этом концерте много разных эмоций и мыслей. И все их нужно достать, и сделать это в контакте с ансамблем, с оркестром. Технически, да, он сложен, это можно сказать про любой концерт. У Брамса не очень скрипичная техника, он все-таки не скрипач. Но в концерте все это отходит на второй план. Самое главное - эмоциональное богатство, которое нужно достать и преподнести публике, увлечь ее. В этом и есть красота этого произведения. Я вообще очень люблю и этот концерт, и этого композитора. Таких концертов максимум пять - глубоких по музыке и насыщенных эмоциями. Еще можно назвать Чайковского, Сибелиуса, Шостаковича. В Москве это часто исполняемое произведение, и публику, которая уже все это уже много раз слышала, сложно увлечь эмоционально.

- В Сыктывкаре этот концерт, кажется, еще не звучал. А вам что больше всего нравится играть?

- Под настроение. Брамс, да, очень мне нравится. В этом ничего необычного. Но встречается и что-то очень интересное из современной музыки. Я еще много играю в трио ("Брамс-трио" - камерный ансамбль государственной академической филармонии - БНК), мы исполняем много интересной современной скрипичной музыки. Эта музыка совершенно другая. И публика ее слушает совершенно другая. В Германии проводятся огромные фестивали современной музыки, а у нас это не сильно распространено, в России все-таки немного другое отношение к музыке. Да и супер-композиторов, которых можно было бы сравнить с Шостаковичем, например, у нас сейчас дефицит.

- Несколько репетиций с нашим оркестром вы уже провели? Удалось ли услышать друг друга, сыграться?

- Акустика, конечно, не очень, но что поделать. А впечатления от оркестра очень хорошие, достойный оркестр. Слышно, что репетировали, готовились. В первый раз были какие-то нестыковки, а во время второго исполнения все достаточно чисто звучало, мы друг друга слышали. Концерт еще очень интересен тем, что он очень симфонический. До такой степени симфонических концертов мало. Есть концерты исключительно для скрипки, типа Никколо Паганини, Генрика Венявского. Но они же скрипачи и писали для себя. А есть другой полюс - Брамс, Шостакович. У них скрипка растворяется в оркестре.

- Различия в приеме публики в провинции и в крупных городах есть?

- Слышно, когда публика тебя принимает, слушает. Бывает по-разному. И в Москве тоже разная публика, на одних концертах одна, на других - другая. Это может зависеть от чего угодно. Есть люди, которые ходят на конкретного исполнителя, дирижера, оркестр. Тут целый сплав, очень много всякий условий. Нельзя сказать, что в одном городе одна публика, а в другом - другая. Думаю, в Сыктывкаре есть тоже свой костяк слушателей, которые посещают такого рода концерты.

По материалам ИА "Север-Медиа"

16 декабря 2016

Право