Транспортный коллапс и забастовка водителей: Сыктывкарский суд допросил бывших руководителей "Альфа-Транса"

Сыктывкарский городской суд продолжает слушания по делу бывшего директора автопредприятия ООО "Альфа-Транс" Сергея Ситникова, который обвиняется в злоупотреблении полномочиями и неуплате налогов в особо крупном размере (ч.1 ст. 201 и ч.2 ст. 199 УК РФ), которые привели к банкротству предприятия с 10-летним стажем. Мера пресечения в отношении С.Ситникова не связана с лишением свободы.

Очередное заседание состоялось 1 февраля, в рамках него допросили директора "Альфа-Транс" в 2012-2013 гг. Максима Теплякова и директора предприятия в 2007-2008 гг. Олега Винокурова.

Ранее был допрошен Александр Мордвинов, который до 2014 года занимал должность заместителя руководителя Агентства Коми по управлению имуществом, а также являлся председателем совета директоров ОАО "Комиавтотранс". Он рассказал, что меры по оздоровлению предприятия принимались.

М. Тепляков утверждает, что банкротства крупнейшего транспортного предприятия можно было избежать при нормальном взаимодействии властей и предприятия, а также работы контролирующих органов.

Как сообщил в ходе дачи показаний в суде М.Тепляков, к нему предприятие перешло с серьезными финансовыми проблемами. В частности, у "Альфа-Транса" имелись недоимки по налогам и сборам перед бюджетом в размере 21,5 млн. рублей. Задолженность по НДФЛ составляла 15,3 млн.рублей.

Учредителем "Альфа-Транса" являлся "Комиавтотранс", который контролировал финансовую деятельность предприятия и согласовывал стратегию развития. 80 процентов активов: транспорт, боксы, спецтехника принадлежали последнему и сдавались в аренду "Альфа-Трансу".

Как пояснил М.Тепляков, он в лице директора принимал исчерпывающие меры по выведению предприятия из долговой ямы, но спустя год контракт "Комиавтотранс" с ним не продолжил и уволил без объяснения причин. Отношения с гендиректором компании-учредителя Александром Борисовым у М.Теплякова были натянутые, так как имелись факты расхождения интересов, кроме того Борисов знал, что финансовая деятельность предприятия подпадает под уголовное преследование. Борисова на посту сменил Сидоров, который и уволил М.Теплякова.

Как пояснил М.Тепляков, в отличие от налоговиков, Пенсионный фонд Коми церемониться с "Альфа-Трансом" не стал и выставил кассовые требования на семь миллионов рублей, в результате чего счета транспортного предприятия арестовали.

"Мы даже не могли купить топливо, у нас не было ни копейки. Я решил в час пик вывести весь транспорт в город, чтобы успеть перевезти людей, а потом автобусы встали в гараж. Правительство региона и мэрия Сыктывкара провели экстренное совещание и нашли деньги, которые потом нужно было вернуть. А в 2013 году мы внезапно не получили от властей компенсацию выпадающих доходов. Если за 2011 год предприятие получило 25 миллионов рублей компенсации, то за 2012 год сумма составила уже 32 миллиона, и ее не выплатили. Проходили забастовки, вставал транспорт, но ситуацию повернуть не получилось".

По мнению М.Теплякова, предыдущий руководитель "Альфа-Транса" Олег Барабкин накопил огромные долги с нуля, когда администрация Сыктывкара возмещала убытки предприятия.

С.Ситников сменил М.Теплякова в конце 2013 года, после чего, по словам свидетеля, ситуация на предприятии усугубилась, а потом оно обанкротилось. С.Ситникову досталось предприятие с долгами не только перед бюджетом в 20,5 миллиона рублей, но и контрагентами и поставщиками. Техническое состояние на тот момент было плачевным, износ транспорта высокий - автобусы работали за гранью возможного.

Сам С.Ситников предоставил акт приемки предприятия, в котором было указано, что на 5 декабря 2013 года долг предприятия составлял 33,6 миллиона рублей, а убыток - 54 миллиона рублей. В 2014 году при его руководстве убыточность составила уже 28 миллионов рублей.

О.Винокуров, который являлся директором "Альфа-Транса" в годы его становления и работал у С.Ситникова начальником производственного отдела, пояснил суду, что жизненно необходимым в 2014 году для предприятия было снижение арендных платежей со стороны "Комиавтотранса", но учредитель на такие меры не согласился, хотя С.Ситников обращался с подобными просьбами.

Судебное следствие по делу продолжается. С.Ситников свою вину не признает и отмечает, что у всех руководителей "Альфа-Транса" не было корыстных целей в действиях, связанных с управлением.

Фото газеты "Республика"

По материалам ИА "Комиинформ"

1 февраля 2017

Право