В Сыктывкаре решали, как поддержать местных товаропроизводителей

О засилье федеральных торговых сетей, беззащитности внутреннего рынка Республики Коми, слабости местного производителя и недостаточной инициативности власти по его поддержке шла речь во время состоявшегося сегодня в Сыктывкаре круглого стола.

Фото Марии Шумейко

Мероприятие, ведущим которого выступил писатель, член республиканской Общественной палаты Григорий Спичак, назвали "Выбирай наше: актуальные проблемы поддержки местного товаропроизводителя".

В отсутствии руководителей мэрии Сыктывкара, Госсовета и правительства Коми, которые были приглашены, но по разным причинам не смогли прибыть на обсуждение, основными участниками круглого стола стали представители Сыктывкарского пивзавода, Зеленецкой фабрики, эксперты минсельхозпрода и республиканской Общественной палаты.

Как рассказали участники, в сложившейся на рынке продовольственных товаров ситуации в республике играют значимую роль федеральные торговые сети. Продукцию местных производителей они берут крайне неохотно. Отмечая, что им гораздо выгоднее везти товары издалека. Если же продукция из Коми у них и выставляется на прилавки, наценка при этом доходит даже до 90%.

Мешает организации сотрудничества с федеральными сетями и невозможность отправки в другие регионы больших объемов нашей продукции. С одной стороны по большинству видов продовольственных товаров республика производит менее 30% от необходимого. С другой - большинство производимых в Коми продуктов имеют категорию "фреш" и не предусматривают возможности длительных сроков хранения.

Открыть в Коми новый магазин для местных крайне затратно. Потребуются также время и финансы, пока торговая точка встанет на ноги. Для федеральных же сетей такие проблемы не играют роли.

- Не от хорошей жизни мы вынуждены создавать в республике свою торговую сеть. По тем же причинам та же Зеленецкая фабрика вынуждена продавать 80% своей продукции через свою сеть, - отметил член республиканской Общественной палаты Сергей Чечеткин.

По его словам, в ситуации, когда федеральные сети доминируют, эти меры являются вынужденными. А поскольку федеральные торговые сети никуда не уйдут и продолжат завоевывать местный рынок, своих следует поддержать на законодательном уровне.

Как отметили выступавшие, сейчас этого практически не делается. Местный рынок с точки зрения закона совершенно беззащитен.

Не стоит забывать и о том, что Коми - северная республика. В соседней Кировской области, к примеру, расположенные на севере региона сельхозпроизводители давно разорились. А их север по широте соответствует южным территориям Коми.

Среди простейших мер помощи со стороны органов власти участники предложили расширить работу по организации ярмарочной торговли. Как пояснил Сергей Чечеткин, тот же местный товаропроизводитель должен быть уверен, что хотя бы раз в месяц он сможет выйти на рынок со своей продукцией.

Как обещал ведущий мероприятия Григорий Спичак, выработанные предложения будут переданы депутатам Госдумы России. Также решено организовать площадку для обучения по продвижению местных товаров. Возможно, она будет устроена на базе республиканской Торгово-промышленной палаты.

- Мы сегодня немного расползлись по древу. Предполагалось обсудить узкий вопрос поддержки малого производителя. Но в ходе обсуждения соскочили на проблемы розничной торговли. Думаю, к начатому разговору мы вернемся. Возможно, ближайшей осенью или даже в мае. Эта тема актуальна как минимум 9 месяцев в году, - отметил, подводя итоги, организатор и ведущий обсуждения Григорий Спичак.

По материалам ИА "Север-Медиа"

1 марта 2017

Экономика