Михаил Герцман: "Северу давно не хватало Востока"

Через неделю в Сыктывкаре стартует юбилейный фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс". Государственный театр оперы и балета республики перешел на предфестивальный режим работы - идут последние репетиции и приготовления к трем премьерным спектаклям. Сегодня балет "Тысяча и одна ночь" увидели худсовет при министерстве культуры региона и журналисты. На сдаче спектакля, билеты на два премьерных показа которого уже распроданы, побывали и корреспонденты БНК.

Фото Николая Антоновского

Балет азербайджанского композитора Фикрета Амирова впервые зритель увидел в 1979 году в Баку, в следующем десятилетии восточная сказка была популярна, однако позже на какое-то время спектакль был забыт. Сейчас "Тысяча и одна ночь" идет в Москве в "Кремлевском балете", в Минске, Чебоксарах и Саранске. В Мордовии, как и в Коми, его ставил заслуженный артист России, декан хореографического факультета ГИТИСа, хореограф Виталий Ахундов.

Либретто Александра Максова с использованием версии Наили Назировой включает три сказки, знакомые с детства каждому зрителю: "Синдбад-Мореход", "Али-Баба и сорок разбойников" и "Волшебная лампа Аладдина".

- Это восточная сказка о любви - восточная музыка, восточные костюмы, яркие декорации, - где происходит борьба добра и зла: добро всегда побеждает зло, и торжествует любовь, - характеризовал постановку ранее сам хореограф.

Погружение в атмосферу Востока начинается сразу же, как открывается занавес, благодаря затейливой и чарующей сценографии Юрия Самодурова. Впервые на сцене театра происходит объединение традиционных театральных декораций и современных технических средств - проектора, который с легкостью переносит зрителя то во дворец, то на восточный базар, то в сокровищницу.

По замыслу хореографа, спектакль - это синтез балета и оперного хора, в нем задействованы вся балетная труппа и практически весь хор. Постановка изобилует массовыми танцами - только костюмов для артистов было изготовлено более сотни. Художник по костюмам - Светлана Тундавина (Саранск).

Еще один важный элемент постановки - обилие верховых поддержек в исполнении главных героев - Шахрияра (Роман Миронов) и Шахини (Наталья Супрун), а затем и Шехерезады, в роли которой дебютирует в качестве партнерши солистка Анастасия Маслова.

Руководитель детского балетного театра "Аленький цветочек" Галина Ширяева в беседе с корреспондентом БНК заверила, что такая постановка будет интересна зрителям всех возрастов и позволит привлечь в театр молодежь.

- Все цеха проявили себя в этом спектакле. Главный художник Юрий Самодуров всегда умеет читать не только литературное произведение, но и музыку. Его декорации просто исключительны. А в этом спектакле удивительная технология - проекция в сочетании с традиционными декорациями создает чудо-сказку. Восток - дело тонкое, эти страсти непривычны для нас, но переданы они замечательно, - поделилась впечатлениями экс-балерина театра.

Театральный критик Вера Морозова отметила синтез балетного и оперного искусств, а также большое количество мужских танцев.

- Это грандиозный проект. Спектакль интересен еще и тем, что в нем есть вокализы, хоровая партия - все это, объединяясь с замечательными солистами, прекрасным восточным оформлением, игрой света, создает настоящую сказку. Кроме того, здесь очень много мужских танцев и мужских партий - это очень интересно, поскольку мы привыкли видеть в балете больше женщин, - прокомментировала увиденное критик.

Сам Виталий Ахундов, прилетевший на сдачу спектакля, остался доволен работой театра над балетом.

- Артисты отработали в полную силу, с полной отдачей, приобрели много нового и в технике, и в актерском мастерстве с тех пор, как я уехал. Я очень доволен труппой и работой всего театра, включая пошивочный цех, костюмеров, осветителей и, конечно, оркестр.

Председатель Союза композиторов республики Михаил Герцман квалифицировал балет как "очень хороший подарок публике и театру", добавив что "Северу давно не хватало Востока".

По материалам ИА "Север-Медиа"

19 мая 2015

Культура