В колониях Коми профессию пожарного получили 86 осужденных

Сегодня, 2 октября, профессиональный праздник отмечают работники начального профессионального образования уголовно-исполнительной системы.

Готовить квалифицированных рабочих в России начали в 1940 году. Это был последний мирный предвоенный год, рассказали "Комиинформу" в пресс-службе УФСИН по Коми.

Развитие промышленности требовало постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. В этих условиях перед государством встала задача организованной подготовки новых рабочих из городской и сельской молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

Началась и подготовка рабочих, отбывающих наказание в местах лишения свободы. О том, каковы основные задачи профессионального образования в учреждениях УИС Коми, какие профессии получают осужденные, "Комиинформу" рассказала старший инженер группы организации профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных Наталья Касева.

- Наталья Владимировна, сколько профессиональных училищ и филиалов работают в исправительных учреждениях УФСИН по Коми?

- Среднее профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных организуют три учреждения: федеральные казенные профессиональные образовательные учреждения № 20 (г. Воркута), № 22 (г. Емва), № 23 (г. Сыктывкар) и четыре филиала на базе всех подведомственных учреждений.

Профессии осужденные получают также на производстве ИК-51 (г. Емва), КП-38 (п. Чиньяворык), КП-42 (п. Синдор)

- Сколько осужденных вы обучили в прошедшем учебном году?

- В 2016/2017 учебном году обучено 4015 человек, из них порядка ста человек получили среднее профессиональное образование. Ежегодно в учреждениях УИС проходят обучение порядка 3500 человек.

- Какие профессии могут получить осужденные? Насколько они востребованы на современном рынке труда?

- Обучение сегодня ориентировано, в первую очередь, на нужды собственного производства в колониях и напрямую привязано к ним. Это связано с тем, что один из основных этапов обучения - производственная практика - может проводиться только при наличии соответствующей базы работодателя, в нашем случае исправительного учреждения.

Несмотря на ряд ограничений и не столь широкий спектр возможностей, как у профессиональных образовательных организаций, которые работают "по ту сторону, на воле", в наших профессиональных образовательных учреждениях мы учим людей нужным профессиям. Они, к примеру, входят в утвержденный Минтрудом России список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий. Также они есть и в перечне востребованных профессий на региональном рынке труда, который предоставляется нам ежеквартально Минтрудом.

Это такие профессии, как сварщик, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, сантехник, электромонтажник, плиточник-облицовщик, повар, "пекарь", тракторист, слесарь по ремонту автомобиля, столяр, швея" и т.д.

Кстати, очень интересной технической профессией является профессия пожарного. Первыми в УФСИН в 2016/2017 учебном году этой "науке" обучили 19 осужденных ИК-22 (г. Воркута). Сегодня пожарными стали еще 67 осужденных и продолжают обучаться 35 человек. Кроме ИК-22 на пожарных учат в верхнечовских ИК-1 и 25, в ИК-31 (г. Микунь) и ИК-51 (г. Емва).

Я хочу подчеркнуть, что профессиональное обучение осужденных организовано на бесплатной основе.

- Примерно десять лет назад профессиональные образовательные учреждения стали частью УИС. Как отразилось это на их работе, материально-технической, учебной и производственной базах?

- Я думаю, только положительно. В целях создания материально-технической базы ФСИН России выделяло достаточное количество бюджетных ассигнований, была возможность приобрести и трактор, и автомобиль, и дорогостоящий станок.

Исправительные учреждения безвозмездно передали образовательным учреждениям дополнительные площади, на которых создавались классы теоретического обучения и производственные мастерские по ряду профессий.

- Коллективы образовательных учреждений УИС выполняют важную миссию: дают шанс оступившимся людям на возвращение к достойной жизни в обществе через получение профессии. Это большая ответственность и труд. Расскажите немного о коллективах профессиональных училищ. Сколько преподавателей работают? Каков их профессиональный уровень?

- Как было уже сказано, сегодня образовательная деятельность проводится тремя учреждениями: ФКПОУ № 20, 22, 23 с общей штатной численностью 128 единиц, из них 102 единицы - педагогические.

Если говорить про образовательный уровень педагогов, то в последние пять лет на работу принимаются только лица, имеющие соответствующую профессию по профилю подготовки. Также ежегодно для учителей проводят курсы повышения квалификации.

Хочется отметить, что в связи с вступлением в силу профессионального стандарта по профессии "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" многие работники, не имеющие педагогического образования, самостоятельно прошли курсы переподготовки.

Огромный вклад в развитие образовательного процесса внесли методисты образовательных учреждений. Благодаря им уже третий учебный год подряд процесс обучения проходит по образовательным программам, которые разработаны по модульному принципу, независимо от того - программа среднего профессионального образования или профессионального обучения, все равно упор делается на федеральный государственный образовательный стандарт.

Нам есть кем гордиться. Двое преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. Из них один удостоен звания "Почетный работник образования". 20 человек имеют первую квалификационную категорию. Награждены Почетной грамотой главы Коми два человека. Поощрены правами директора ФСИН России почетной грамотой четверо.

Как и в любом коллективе, есть люди разные, но вместе с тем хотелось бы отметить, что есть стремление к постоянному совершенствованию профессиональной деятельности. В образовательных учреждениях очень часто проводятся открытые уроки и традиционные, и в формате конкурсов, игр, выставок.

- Каковы основные задачи развития профессионального образования в исправительных учреждениях Коми?

- Для меня как для куратора по данному направлению работы есть несколько приоритетных направлений. Во-первых, это качество образовательного процесса, его соответствие образовательным стандартам.

Во-вторых, привитие обучающимся качественных трудовых навыков, дополнительных умений и знаний, а также закрепление навыков в трудовом процессе. Чтобы после освобождения из мест лишения свободы человек мог полноценно использовать данные навыки во благо себя, семьи, конкретного производства, страны.

- В профессиональный праздник что бы вы хотели пожелать своим коллегам?

- В этот день желаю всем работникам начального профессионального образования УИС оптимизма, уверенного взгляда в будущее, неиссякаемой энергии, здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в работе.

Фото: УФСИН Коми

По материалам ИА "Комиинформ"

2 октября 2017

Право