9 января 2025 г.
дата обновления БД
9737
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
Юбилейный 25-й фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" открылся в Сыктывкаре 25 мая премьерой новой постановки оперы Джузеппе Верди "Риголетто". Второй год подряд лучшие оперы итальянского композитора переживают новое рождение на сыктывкарской сцене. Как и прошлогодняя "Травиата", премьера прошла на языке оригинала с субтитрами.
Стоит отметить, что обе оперы ставятся на нашей сцене в четвертый раз. Впервые сыктывкарский зритель увидел "Риголетто" в 1970 году в постановке Эраста Попова. В 1978 и 1994 годах спектакль обновляла Ия Бобракова. Нынешний "Риголетто" увидел свет благодаря режиссеру-постановщику Борису Лагоде. Над сценографией работал художник Юрий Самодуров. Как прокомментировала "КомиОнлайну" особое внимание к произведениям Верди директор театра Валентина Судакова, это не только совпадение, но и закономерность: "Мы стараемся обновить те спектакли, которые были поставлены уже очень давно и нуждаются в новых подходах к сценографии. Их даже уже играет совершенно новый состав артистов. Верди вечен и, безусловно, должен жить на сцене нашего театра. Его произведения очень любит сыктывкарский зритель. Но в то же время сыктывкарский театр должен соответствовать современному уровню. Наши постановки должны быть красивыми, зрелищными, с использованием новых технологий". Именно зрелищность стала главным достоинством новой вполне классической постановки, лишенной символических элементов обновленной "Травиаты".
"Риголетто" считается первым шедевром автора, произведением, с которым к Верди пришли признание и слава. В основу оперы легла романтическая драма Виктора Гюго "Король забавляется", которая была запрещена по цензурным соображениям. По этой же причине Верди долго работал над материалом, вследствие чего действие оперы было перенесено из Франции XVI века в Италию, а исторические персонажи короля Франциска I и его шута Трибуле превратились в итальянского герцога и Риголетто. Неизменными остались центральные темы произведения - порочность и убогость придворных нравов, которым противостоит истинное чувство всепрощающей жертвенной любви отца (Риголетто) к дочери, а также молодой непорочной девушки к распутному герцогу. Премьера оперы с успехом состоялась в 1851 году, с тех пор она украшает репертуар подавляющего большинства российских и европейских театров.
О том, что "Риголетто" — это сюжет большой трагедии, становится понятно сразу при прослушивании увертюры. В ней впервые появляется лейтмотив проклятья, повисшего над Риголетто за его шутовство. Тревожные ноты прозвучали при закрытом занавесе с изображением балкона средневекового замка. Открывающийся с балкона вид солнечного летнего пейзажа - напротив спокоен и безмятежен.
Первая картина первого действия продемонстрировала ноу-хау сценического оформления, применяемое сегодня ведущими российскими театрами - плоттерную печать декораций. 3D-эффект позволил создать максимальную глубину сцены: древнегреческие колонны, увенчанные капителями и кариатидами, создают целую анфиладу в бальной зале герцогского замка. Насыщенный терракотовый цвет интерьера навевает мысли о кровавой развязке драмы. В легкомысленную музыкальную атмосферу бала вновь врывается лейтмотив проклятья. Поругана честь старого графа Монтероне, который приходит в замок герцога, чтобы увести из покоев порочного вельможи свою дочь. Горбун Риголетто, исполняя придворные обязанности шута, глумится над графом. В ответ последний проклинает и герцога, и шута.
Обе партии главных героев на премьерном показе исполнили приезжие артисты. В роли любвеобильного и бесчестного герцога выступил солист Чувашского Государственного театра оперы и балета Иван Снигирев, порадовавший зрителя не только приятным тенором, но и достаточно выразительной актерской игрой. Партию центрального персонажа - шута - исполнил солист Московского театра Новая опера Андрей Борисенко (баритон). Этому исполнителю удалось порадовать только своими вокальными возможностями, так как его актерская игра не передала всего трагизма образа главного героя - уродливого ущербного бунтаря. Определенный диссонанс внес и ничем не загриммированный возраст исполнителя, который больше походил на ровесника Джильды, нежели на ее престарелого отца. Центральный женский характер, дочь Риголетто - Джильду - гармонично представила солистка театра оперы и балета Коми Елена Лодыгина. Удовольствие было получено не только от высокого сопрано артистки, но и от ее передачи образа - робкой невинной влюбленной девушки в начале спектакля и решительной спасительницы своего возлюбленного в конце.
Вторая картина с наиболее спокойными распевными и красивейшими мотивами - дуэтами Риголетто и Джильды, а также Джильды и герцога - проходит на фоне природного деревенского ландшафта. В предполагаемом загородном доме, среди многочисленной сочной зелени деревьев с минимальными вкраплениями приусадебной ограды отец встречается с молодой и красивой дочерью, которую изо всех сил старается укрыть от распущенных нравов Мантуанского двора. Его ожиданиям не суждено сбыться. Обманом герцог проникает в его дом, встречается с Джильдой, а позже его придворные, жестоко пошутив над горбуном, выкрадывают девушку для герцогских утех. Снова тревожными нотами врывается лейтмотив проклятья Монтероне. Риголетто обманывается, что оно сбылось в момент похищения дочери.
Некоторое удивление и разочарование режиссерским решением появляется в последней картине спектакля. В ней действие происходит в жилище разбойника Спарафучиле (Николай Глебов), которому Риголетто платит за убийство своего высокопоставленного обидчика. В ожидании готовящегося преступления неподалеку от этого дома шут прогуливается с дочерью. Под звуки самой популярной арии оперы - Песенки герцога ("Сердце красавиц склонно к измене") - он показывает Джильде, насколько порочен ее избранник. Не до конца было понятно, где заканчиваются границы дома Спарафучиле и начинается улица, потому что эти два пространства в новой постановке необъяснимо объединились в одно. Трудно было представить, что, передвигаясь, герои не видят друг друга за воображаемыми стенами. Выведенный же на сцену хор, обычно за кулисами пропевающий звуки надвигающейся ночной грозы, и вовсе сбивает восприятие с толку. Непонятно, откуда и зачем сюда набежала толпа людей в темных одеждах.
Финальные сцены нагнетают атмосферу неизбежного рока одна за другой: трагическое жертвование собой Джильды, узнавшей об отцовском замысле кровной мести, ее убийство, выдача разбойником заказчику нежного девичьего тела в грубой холстине старого мешка и страшное открытие свершившейся подмены проклятым шутом. И вновь не самая удачная игра исполнителя главной роли смазала весь ужас и неизбывное горе отца, склонившегося над окровавленным трупом дочери в финальном восклицании "Вот, где старца проклятье!".
В своей оценке "КомиОнлайну" сценографии последней картины режиссер-постановщик Б.Лагода заметил, что решение было во многом продиктовано целью создания нового спектакля: вывести его на гастроли. "Изначально спектакль создавался под заграничные гастроли, — уточнил он. — Именно этим и продиктовано решение совместить интерьер и экстерьер постановки. Это также можно назвать условным театром. Английская публика, например, это очень хорошо поняла и приняла. То есть мы выполнили изначально поставленную задачу: сделать мобильный спектакль, который можно возить за границу".
Приглашенный гость фестиваля, московский критик Александр Максов оценил новую постановку во многом с положительной стороны. "Большая заслуга театра в том, что спектакль поставлен все-таки в классической манере, — подчеркнул он. - Многие современные режиссеры, которые хотят эпатировать зрителя, переносят действие в другой мир, в другое время и другую эпоху, и получается явная несуразица. В этой постановке сделана ставка на добротный достаточно академичный классический спектакль. Особо хочется отметить огромную работу, проделанную дирижером (Азат Максутов - "КомиОнлайн".). Несмотря на трудности с комплектацией оркестра интерпретация музыкальная материала оказалась достойной".
Что касается зрительской оценки первого фестивального спектакля, она единодушно оказалась восторженной. Как часто это бывает, артисты покидали сцену под бурные и продолжительные овации.
Фото Сергея Боброва
По материалам ИА "КомиОнлайн"
27 мая 2015