10 дней и три премьеры "Сыктывкарской весны"

В Театре оперы и балета РК стартовал XXV фестиваль оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" (Сыктывкарская весна) имени Народной артистки России И.П.Бобраковой. В этом году он продлится с 25 мая по 3 июня. Какие подарки и сюрпризы приготовил для своих поклонников юбилейный праздник высокого искусства?

Фото автора

Зрителей ждут сразу три премьерных спектакля: открылся фестиваль оперой Дж. Верди "Риголетто", 29 мая и 2 июня будет представлен балет Ф. Амирова "Тысяча и одна ночь", а 31 мая и 1 июня - опера В. Моцарта "Волшебная флейта". Также в фестивальную афишу вошли любимые сыктывкарцами и гостями города оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка" (27 мая), "Дон Паскуале" Г. Доницетти (30 мая), балет П. Чайковского "Спящая красавица" (26 мая). Заключительный гала-концерт фестиваля состоится 3 июня.

Аплодировали стоя

Опера "Риголетто" трижды ставилась в нашем театре на русском языке: в 1970 году - Эрастом Поповым, в 1978 и 1994 годах - Ией Бобраковой. Постановка 1994 года шла около 10 лет, затем сошла с афиш. Четвертая постановка оперы будет идти на языке оригинала, с новым составами постановочной группы, исполнителей, декорациями и костюмами. Мягкие декорации, к слову, напечатаны на плоттере, чтобы спектакль был более мобильным, и его было проще вывозить на гастроли. До нынешней премьеры театр возил постановку в Великобританию - эти гастроли длились с 8 февраля по 7 марта, сыктывкарскую версию "Риголетто" с успехом показали 26 раз в 25 городах туманного Альбиона.

В день открытия фестиваля зал был полон. Зрителям, многие из которых хорошо помнят прежние постановки, не терпелось увидеть новую версию спектакля. Основу постановочной группы составили Борис Лагода (режиссёр-постановщик), Азат Максутов (дирижёр-постановщик) и заслуженный работник РК Юрий Самодуров (художник-постановщик). И вот премьера состоялась: в финале спектакля зрители аплодировали стоя. Что можно отметить в новой постановке?

Спектакль стал не только мобильнее (с минимумом декораций), но и заметно короче: вместо трёх действий стало два: всё действо с антрактом длится около 2,5 часов. Музыкальные купюры есть, но они минимальны: всего около восьми минут. Радуют декорации: хоть и напечатанные, а не нарисованные, они реалистичны, объёмны, словно в самом деле переносят нас в Мантую и её окрестности XVI века. Многие отметили великолепную работу оркестра, передавшего глубину и трагичность драмы, написанной Верди.

Порадовали исполнители. Хочется отметить исполнительницу партии Джильды Елену Лодыгину. Её нежная, чистая и трепетная героиня безоговорочно окунается в пучину любви к Герцогу и настолько же решительно идёт на смерть ради него, что в итоге Джильда оказывается самым ярким и запоминающимся персонажем спектакля. Рядом с ней главным героям-мужчинам приходится непросто. И если голоса Риголетто (солист Московского театра "Новая опера" Андрей Борисенко) и Герцога Мантуанского (Заслуженный артист Чувашии, солист Чувашского государственного театра оперы и балета Иван Снигирёв) в среде знатоков и любителей оперы не обсуждаются (хороши!), то актёрская игра исполнителей получила разные оценки. Кому-то из зрителей не хватило в Риголетто отцовского горя и отчаяния, кому-то в ветреном Герцоге - обольстительности. Но всё это - факторы субъективные. В целом же спектакль оставил благоприятное впечатление, и всех без исключения исполнителей и создателей можно поздравить с удачной премьерой на родине.

В ногу со временем

Кроме рекордного количества премьер, на этом фестивале театр как никогда широко использует новые технологии. Впервые запущены электронная покупка билетов на сайте театра. Да и сами билеты поменяли вид: теперь они идут с приставкой "термо". Часть традиционных декораций заменяют уже упомянутая плоттерная печать, видеоинсталляции (в "Волшебной флейте") и проекционные задники (в балете "Тысяча и одна ночь").

К слову о премьерном балете. Корреспонденту "Красного знамени" довелось побывать на сдаче "Тысячи и одной ночи". Ну, что сказать… балет прекрасен! Необычно, по-восточному экзотично и сказочно в нём всё: музыка азербайджанского композитора Фикрета Амирова (балет написан в 1979 году), рисунок танца, характеры персонажей, костюмы, да и сама атмосфера. Основой балета стал популярный "Рассказ о царе Шахрияре", дополнили его сюжеты других известных сказок: о приключениях Синдбада-морехода, о Птице Рухх, об Аладдине и принцессе Будур, об Али-Бабе и сорока разбойниках. Не раскрывая всех деталей этой постановки, отметим лишь, что балет получился очень ярким, эффектным, нарядным, страстным. Он расцвёл на афише нашего театра подобно экзотическому цветку и принёс в наши широты изящную красоту и неукротимую страсть знойного Востока, чего так недостаёт на Севере. Балет, безусловно, будет интересен зрителям всех возрастов.

Добавим, что заслуга в этом - прежде всего, постановочной группы: Заслуженного артиста России и Азербайджана Виталия Ахундова, г.Москва (балетмейстер-постановщик), Азата Максутова (дирижёр-постановщик), Заслуженного работника РК Юрия Самодурова (сценограф), Светлану Тундавину, г.Саранск (художник по костюмам), Народного артиста РФ и Республики Бурятия Екатерину Самбуеву и Анну Полищук (педагоги-репетиторы). И, конечно, исполнителей главных партий: Романа Миронова (Шахрияр), Анастасию Маслову (Шехерезада) и Народного артиста РК Наталью Супрун. Наталья, к слову, исполняет в балете ещё и роль царевны Будур. А вот для Анастасии это первая главная партия. Она очень тщательно к ней готовилась и справилась просто блестяще. Вообще, похвалы достойны все исполнители, включая кордебалет и артистов хора театра (да, они тоже заняты в постановке!). Но особо хочется упомянуть Екатерину Игнатову, создавшую незабываемо чарующий образ Марджаны, исполнительницу вокализа Галину Маликову, Рината Бикмухаметова (партии Раба и Аладдина) и Василия Немчинова (Атаман). У кого-то из зрителей список исполнителей-"любимчиков" наверняка окажется другим - что ж, это говорит лишь о том, что все артисты потрудились на славу, персонаж каждого стал запоминаемым и нашёл отклик в сердцах публики.

Что же касается третьей премьеры фестиваля, оперы Моцарта "Волшебная флейта", - читайте о ней в наших будущих публикациях.

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

28 мая 2015

Культура