23 декабря 2024 г.
дата обновления БД
9726
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
Сегодня, в рамках XXV Международного фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс" приглашенные на "праздник музыки" солисты итальянской оперы Марчелло Липпи, Джан Лука Пазолини, Елена Баканова и дирижер Рафаэль Масколо поделились с сыктывкарскими коллегами итальянской техникой виртуозного и изящного пения. Как признались сами артисты: "цвет" голоса вокалистов Театра оперы и балета Коми их приятно удивил. "Relax!" - вот, пожалуй, один из самых главных и, на первый взгляд, простых советов мастеров итальянского бельканто. После мастер-класса гости пообщались с корреспондентом БНК и рассказали, чем итальянская оперная публика отличается от русской и почему этот вид искусства никогда не потеряет своей актуальности.
Фото Кирилла Затрутина
Первой на суд итальянских виртуозов свое творчество представила Елена Лодыгина, исполнившая "Арию Джильды" из оперы "Риголетто". Прежде чем приступить к анализу технической составляющей вокала, итальянцы не удержались от комплиментов: эта ария явно удалась артистке и совершенно точно раскрывает как ее саму, так и ее голос.
- Это твой "козырь", - сказал профессор Государственной консерватории города Rovigo, солист Театра оперы Рима Марчелло Липпи. - Мне очень понравился "цвет" твоего голоса, и тут ничего особенно делать не нужно. Правда, тебе не хватает расслабленности. Представь, что ты поешь на арене перед огромнейшим залом. Расслабься и пой с удовольствием.
Затем Липпи все же добавил, что с точки зрения техники работать здесь еще есть над чем.
Следующим перед гостями выступил Андрей Ковалев, который исполнил "Арию Жермона" из "Травиаты". Яркий тембр солиста сразу покорил итальянцев, которые, извинившись перед присутствующими, долго совещались и обсуждали на итальянском языке исполнителя. Тут Марчелло Липпи был особенно строг: эта ария уже давно в его репертуаре, и он как никто другой знает обо всех тонкостях ее исполнения.
- Ваш тембр голоса находится где-то между тенором и баритоном, очень красиво, - заметил итальянец. - Однако, на мой взгляд, вы поете слишком сложно. Это должно быть не пение трудности, а пение свободы.
После продолжительного обсуждения гости со свойственным им юмором разрядили обстановку и дали итальянский совет: "Думайте о том, что вкусного съедите после исполнения".
Далее к роялю вышли солисты Государственного театра оперы и балета Коми Эльмира Угольникова с "Арией Сантуцци" из оперы "Сельская честь" и Александр Жаворонков, спевший "Романс Фиеско" из оперы "Симон Бокканегра".
Обсудив технические неточности вокала, мастера вновь пришли к тому, что солисты зажаты и, по всей видимости, при исполнении думают о технике. Еще одна, вполне логичная проблема - неточности с итальянским языком.
- Я не должен слышать технику, я должен слышать только твою боль, - сказал Марчелло Липпи Эльмире Угольниковой.
Жаворонкову и вовсе указали на то, что он слишком натренированный: это мешает легкости звучания.
- Релакс! - дали мастера главный совет сыктывкарским коллегам.
Свое исполнение на мастер-классе продемонстрировал Алексей Юрковский, пришедший сюда вместе с мамой Ольгой Сосновской. Так как молодой человек пел на русском, то итальянцам осталось только восхищаться и красивой музыкой, и тембром голоса.
- У вас замечательное произношение, - пошутили гости, пообещав юному артисту все же послушать его исполнение на итальянском языке.
- Очень интересные голоса. Видно, что за плечами есть хорошая школа, - признался Марчелло Липпи. - Однако настоящее итальянское бельканто изучается годами, причем изучать его нужно либо в Европе, либо с мастерами Европы.
Профессор обратил внимание на то, что артистам обязательно нужно стремиться получать как можно больше информации, участвовать в мастер-классах, слушать европейских исполнителей.
- Я считаю, что это очень здорово и даже необычно, что сыктывкарский театр организует не только фестиваль такого уровня, но и дает возможность исполнителям обмениваться опытом с европейскими коллегами. Очень важно, что именно директор театра старается повысить знания и квалификацию молодых солистов, - добавила артистка Национального театра оперы и балета Болоньи, приглашенная солистка европейских театров Елена Баканова.
Говоря о различии итальянской оперной публики и русской, гости отметили, что, по крайней мере, в Сыктывкаре аудитория очень молодая, есть даже дети - это их немало удивило.
- В Италии публика более взрослая и, наверное, более искушенная в опере. Многие приходят с нотами и следят за исполнением. Если артист попал не в ту ноту, они могут позволить себе выкрикнуть замечание, - рассказала Баканова.
В Италии, как впрочем, и в России, интерес к опере угасает. Однако местные власти на административном уровне делают все, чтобы его возродить. Учрежден даже специальный проект, в рамках которого театры специально готовят определенные постановки и показывают их в школах. Делается это для того, чтобы возродить интерес к опере и воспитать осознанную молодую аудиторию.
- В данный момент в Италии ситуация тяжелая, потому что политический класс, который стоит у власти, не верит в искусство и не вкладывает в него ни внимание, ни деньги. Сейчас царит такая политика, согласно которой театры должны сами себя окупать, но это утопия. Это невозможно, - рассказала Елена Баканова.
Присутствовавший на встрече театральный критик Александр Максов тут же добавил, что в России ситуация ничем не отличается: "правители занимаются политикой, но не думают о духовности, об искусстве".
- Итальянцы все равно будут всегда отстаивать оперу. Мы очень любим искусство, и, к тому же, в Италии очень сильны традиции. Нас бесполезно губить, - подытожил Марчелло Липпи.
В субботу Государственный театр оперы и балета Республики Коми представит на своей сцене оперу-буфф в трех действиях "Дон Паскуале, или Заговор влюбленных". Исполнители главных ролей в предстоящей постановке - приглашенные артисты из Италии.
- Надеюсь, достойно оценят оперу, потому что итальянская речь меняет даже музыку, - сказал дирижер Рафаэль Масколо, пообещав, что приглашенные исполнители готовят настоящий музыкальный подарок: будет много виртуозного ритма, драйва, энергии и легкого настроения.
По материалам ИА "Север-Медиа"
29 мая 2015