В Сыктывкаре прозвучала "Волшебная флейта"

31 мая жители и гости столицы Коми увидели оперу "Волшебная флейта", которая стала третьей премьерой XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс". На суд зрителей московский режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Всероссийской литературно-театральной премии "Хрустальная роза Виктора Розова" Ольга Иванова представила свою интерпретацию известного сюжета. Произведение от оригинала существенно отличалось, главным действующим лицом в "Волшебной флейте", по версии Ивановой, стал сам Моцарт. Как ранее в интервью БНК отмечала режиссер, это опера о судьбе художника, о том, как рождается творчество.

Фото Алексея Зрячева

Одно из своих последних произведений "Волшебную флейту" Моцарт написал в 1791 году. Оперу композитор исполнил в популярном в то время жанре Singspiel (пьеса с музыкальными номерами, или опера с разговорными диалогами вместо речитативов, преимущественно комического содержания). Сюжет оперы, обработанный в духе народных феерий, автор либретто Эмануэль Шиканедер почерпнул в сказке Кристофа Виланда "Лулу" из сборника фантастических поэм "Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов".

В оригинале действие оперы разворачивается вокруг дочери Царицы ночи, которую похищает волшебник Зарастро. Спасти девушку Царица ночи посылает юного принца Тамино. Царица вручает юноше волшебный атрибут — флейту, с помощью которой он сможет пройти через все преграды и избежать опасностей. Но в ходе сюжетных перипетий Тамино переходит на сторону Зарастро, проходит испытания, уготованные ему волшебником, и обретает любовь.

Трактовка режиссёра Ольги Ивановой от оригинала существенно отличалась. В сыктывкарской постановке главным действующим лицом выступил сам Моцарт, создающий оперу. Композитор становится непосредственным участником событий, в итоге через его творческие поиски рассказывается о судьбе художника. Значительные изменения претерпел и текст оперы. Диалоги были на русском языке (пение - на немецком), многие из которых существенно укоротили, изменения не затронули только музыку. Реализовать замысел Ольге Ивановой помогли московские вокалисты: солисты Камерного музыкального театра им. Покровского Борис Молчанов (Тамино) и Алексей Смирнов (Зарастро), приглашенная солистка ГАБТ, солистка Театра музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой Надежда Гулицкая (Царица ночи).

Сыктывкарская публика экспериментами столичного режиссера заинтересовалась. Мнения относительно того, насколько удалось реализовать задуманное, у зрителей разделились. Одни оценили смелый эксперимент, другие посчитали творческие изыскания Ивановой слишком вольными.

- Я эту оперу не поняла, - рассказала корреспонденту БНК одна из слушательниц. - Сама я педагог, музыку преподаю, и с точки зрения профессиональной мне кажется, что режиссёр палку перегнула. Всё-таки есть произведения, с которыми нужно обходиться очень осторожно, "Волшебная флейта" - это как раз именно такой случай. От оперы Моцарта здесь осталось только музыка. Это, безусловно, замечательно, но это уже не "Волшебная флейта" в том виде, в каком её представил миру Моцарт.

- Необычно. Интересно смотрелись декорации: видеопроектор и инсталляции (московского художника Даниила Герасименко - БНК) были очень в тему. Солисты порадовали, особенно Борис Молчанов. На мой взгляд, очень хорошо, когда появляются оригинальные трактовки классики, правда, в этом случае, как мне показалось, вышло несколько сложновато для восприятия, - поделилась с корреспондентом БНК молодая зрительница по имени Анна.

По мнению московского оперного критика Александра Матусевича, который приехал на фестиваль "Сыктывкарса тулыс", постановка вышла более чем экстравагантная.

- Опера невероятно сложная. То, что мы видели сегодня, безусловно, очень далеко от оригинала, но это и не удивительно. "Волшебная флейта" - пожалуй, одна из опер, которую часто ставят во всех театрах мира, поэтому тут уж каждый режиссер экспериментирует по полной, - поделился с БНК Александр Матусевич.

По материалам ИА "Север-Медиа"

1 июня 2015

Культура