Новая плеть Главы Коми?

Администрация Вячеслава Гайзера с помпой объявляет о создании собственного надзорного органа, в Госсовете считают это внутренним делом правительства

Фото со страницы Ольги Боковикой в Facebook

В понедельник администрация Главы Коми известила о создании нового ведомства - Управления контроля. Сам факт такого извещения свидетельствовал, что этому шагу придаётся чрезвычайно большое значение, и подкреплением тому выступила фигура куратора. Контроль за функционированием Управления контроля Вячеслав Гайзер возложил на своего заместителя Алексея Чернова.

Конец прошлой недели ознаменовался показательной поркой, которую Глава РК учинил главе администрации Прилузского района Сергею Попову непосредственно в Объячево, пригрозив тому введением внешнего финансового управления. Вообще сельские районы для таких метаний громов и молний губернатором подходят идеально: в любом из них всегда обнаружится куча недостатков, которую, в зависимости от политической нужды, разбирают либо в тиши кабинетов в ходе беседы с глазу на глаз, либо - в присутствии позванной общественности и телекамер. Гайзер, для которого Прилузье - косвенно родные места, выбрал последний вариант, и, как теперь понятно, неслучайно.

Документальная подготовка к экзекуции

Порка состоялась 29 мая, а накануне Глава подписал два распоряжения об ужесточении контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Первым - и главным - введена шкала возможных нарушений:

- недостижение возглавляемыми органами исполнительной власти целевых показателей госпрограмм;

- недостижение же показателей эффективности и результативности, установленных служебным контрактом;

- некачественное и с нарушением срока исполнение поручений Главы, правительства и председателя правительства Республики Коми.

Формально речь идёт только о республиканском уровне власти, но каждому понятно, что руководители муниципальных образований, финансово чуть менее чем совсем зависимые от республики, также подпадают под действие этих документов.

О создании Управления контроля было объявлено в первый же рабочий день после прилузской экзекуции, и объявлено широко, через СМИ. То есть Гайзер считает новую структуру весьма серьёзной, он словно говорит: если вы думаете, что дело ограничится Сергеем Поповым, вы глубоко ошибаетесь. Значит, структуре будут приданы такие ресурсы, чтобы показанная министрам и мэрам плётка не просто висела на стене.

"Они просто перешли на другие должности"

Каково же было удивление корреспондента "Красного знамени", когда во вторник, попросив председателя Государственного Совета Коми Игоря Ковзеля прокомментировать столь нетривиальное событие в политической жизни республики, он вдруг услышал, что на самом деле событие - вполне тривиальное.

Фото Виктории Шендриковой

- Я не вникаю во внутреннюю жизнь отделов и управлений правительства, - сказал спикер.

- Но новый орган требует новых бюджетных расходов?

- Нет, он не требует бюджетных расходов. В администрации просто произошло перераспределение полномочий. Люди, которые работали, остались работать, просто они перешли на другие должности.

- На ваш взгляд, это управление нужно?

- Не знаю. А на ваш?

- Конечно, нет. Есть прокуратура, есть контрольно-счётная палата при Госсовете, есть, в конце концов, сам парламент.

- Мы - законодательный орган. И с нами действия по изменению своих внутренних отделов и служб исполнительная власть не согласовывает. Министерства и агентства согласовывает. И если Глава республики принимает такое решение, наверное, он чем-то его аргументирует.

Контрольный мармелад

Между тем, создание Управления контроля невольно заставляет вспомнить систему комитетов народного контроля (КНК), а шире - ещё и комитетов партийного контроля, существовавшую понятно в какие годы. КНК действительно обладали весьма широкими контрольными полномочиями, причём, учитывая тотальное огосударствление экономики, не только в отношении советских чиновников, но и руководителей советских предприятий.

Комитеты народного контроля как мягкая форма прокуратуры были идеальным местом для "стука". Именно в КНК сразу после награждения генерального директора Сыктывкарского ЛПК Николая Балина в конце 1985 года звездой Героя Социалистического Труда за досрочную сдачу бумагоделательной машины № 5 кто-то написал о приписках при этой сдаче. И над одним из самых выдающихся советских топ-менеджеров нависла угроза не только лишения звания, не только отставки, но чуть ли не исключения из партии. Что в 1986 году ещё могло означать хозяйственно-политическую смерть.

КНК СССР возглавляли матёрые мужики-партаппаратчики типа А.М.Школьникова, С.И.Манякина или Г.В.Колбина, на местах - аналогичные типажи. В новейшее время дольше всего Счётной палатой РФ руководил выходец из органов С.В.Степашин - как сейчас и Контрольно-счётной палатой РК М.Б.Евдокимов.Степашина сменила импозантная и сравнительно молодая Т.А.Голикова, и тех, кто создавал Управление контроля администрации Главы Коми, это, видимо, вдохновило. Честь возглавить новое управление выпала выпускнице юридического факультета СыктГУ, бывшей помощнице прокурора Сыктывкара и ещё более молодой Ольге Боковиковой.

Чтобы понять, что из себя представляет новая плеть Главы, стоит зайти на её страницы ВКонтакте и Facebook. Ни малейшего намёка на "плёточность"! Отовсюду на нас глядит улыбчивая молодая особа, судя по всему, любящая жизнь: детишки, вечеринки, вкусняшки, "Женский online клуб Мармеладка" и т.п.

Конечно, и за "мармеладной" внешностью могут скрываться острые глаза и ещё более острые зубы, которым вроде как поручено выгрызать неэффективных чиновников. Остаётся понять, кто же прав - Вячеслав Гайзер, возлагающий на очаровательного контролёра большие надежды, или Игорь Ковзель, видящий в нём не более чем удачно продвинувшегося по коридорам Жёлтого дома аппаратчика. Главное при разгадке - не забывать о кураторе.

По материалам ЗАО "Газета "Красное знамя"

3 июня 2015

Политика