9 января 2025 г.
дата обновления БД
9737
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
В истории "детских гробов" возник новый поворот, пишет "Трибуна". Напомним, в ижемском селе Диюр местный житель Илья Канев в своем гараже обнаружил необычные детские захоронения — колоды, выдолбленные из цельного куска дерева. Александр Панюков из Корткероса пояснил, что такой способ погребения умерших младенцев был довольно распространен у финно-угорских народов. В свою очередь ижемский краевед Владимир Ануфриев поведал нам историю "дома Каневых", в ограде которого были найдены таинственные захоронения. По его версии, к захоронениям могла быть причастна жительница Диюра Киония — бывшая хозяйка дома, построенного на этом месте. Газета "Трибуна" получила письмо от Екатерины Ануфриевой, которая много лет исследовала историю деревни Диюр.
Екатерина Ануфриева много лет исследовала историю деревни Диюр.
Нет, ребята, все не так
— Я отработала директором Диюрского дома культуры 40 лет, — пишет нам Екатерина Викторовна. — И все эти годы интересовалась историей моей малой родины. Более 20 лет я вместе со своей дочерью Лидией Ануфриевой (Каневой) собирала материал, а затем мы выпустили книгу об истории деревни Диюр, которая называется "Не камень берегу, а простую память".
Обладая полной информацией, я бы хотела исправить неточности, прозвучавшие в заметке "Тайна детских гробов".
Дом на берегу реки Ижмы по улице Набережной в Диюре, который якобы построила Киония, на самом деле принадлежал моему прадедушке — Гаврилу Ефимовичу Филиппову. Он его и строил. Строительство началось еще в конце 19-го века. И в тот момент мой прадедушка еще не был женат на Кионии.
Филипповское золото
У Гаврилы Ефимовича в хозяйстве было более трех тысяч оленей. Обладая таким богатством, он решил построить себе огромный двухэтажный дом. Первая жена Гаврила Ефимовича — Анна Неофидовна — рано скончалась от воспаления легких, оставив 9-летнюю дочь Екатерину, ставшую затем моей бабушкой по матери. Овдовев, Гаврил Ефимович женился на Кионии. У Кионии было двое сыновей от первого брака.
Киония не строила, а лишь достраивала дом Гаврила Ефимовича Филиппова. Моя бабушка, Екатерина Гавриловна, дочь Гаврила Ефимовича от первого брака, вышла замуж в 16-летнем возрасте за диюрского парня Григория Дементьевича Вокуева.
Было у них пятеро сыновей и три дочери, двое умерли в младенчестве. В приданое Гаврил Ефимович дал дочери Екатерине две пригоршни золотых монет, три пригоршни серебряных, 8 золотых колец, 8 пар золотых сережек и 3 золотые цепочки, не считая сарафанов, меховой одежды, оленей.
Приданым стала и часть большого дома — одна комната наверху и одна комната внизу.
"Торокан керка"
Раньше эту часть дома Филипповы называли "Торокан керка". Там кормили работников, приезжавших из тундры, а также угощали тех, кто приходил к Гавриле Ефимовичу обменять свой товар на шкуры оленей, камус, рыбу, мясо и так далее. Когда на Ижме началось раскулачивание, Гаврил Ефимович отправил сыновей Кионии вместе с оленями на север, поближе к Нарьян-Мару.
Семья Ильи Федоровича Канева в то время ютилась в небольшом доме. У него было много сыновей. А так как у Гаврила Ефимовича сыновей не было, он решил обменять свой дом, оставив при этом "Торокан керку" по завещанию своей дочери Екатерине Вокуевой (в девичестве Филипповой).
Последние годы Гаврила Ефимович доживал в "Торокан керке" и никуда не выезжал из Диюра (в статье "Тайна гробов…" говорилось, что он, опасаясь репрессий, якобы бежал с Кионией в Нарьян-Мар).
Только после смерти Гаврила Ефимовича его жена Киония выехала к своим сыновьям в Нарьян-Мар. Но не из-за боязни репрессий, а потому, что она осталась без наследства в Диюре.
И только после того, как прадедушка мой умер, в "торокан керке", а вернее, в комнатах, принадлежащих по завещанию моей бабушке, Екатерине Гавриловне Вокуевой (Филипповой), стала жить семья Владимира Ильича (он учительствовал в Диюре).
Сейчас в доме проживают потомки Владимира Ильича Канева. Однако Каневы не имеют права собственности на ту часть дома, что принадлежит моей родной бабушке. Законные наследники этой части филипповского дома — Вокуевы, Ануфриевы, Семяшкины.
И еще два слова по поводу детских гробов. Раньше в Диюре был такой обычай (мне о нем рассказала Малания Терентьевна Канева, которая скончалась в 2012 году в 89-летнем возрасте). Младенцев и маленьких детей в старину хоронили рано утром и без свидетелей. Возможно, придерживаясь этого обычая, родственники Гаврила Ефимовича Филиппова и захоронили своих младенцев около дома.
По материалам ИА "Север-Медиа"
5 июня 2015