Зампред правительства Коми потребовал от Минсельхоза разработать новую систему закупок сельхозпродукции от населения

В Сыктывкаре 17 июня под руководством заместителя председателя правительства Коми Константина Ромаданова состоялось расширенное заседание Координационного совета по вопросу "О системе закупок сельскохозяйственной продукции от населения". Зампред остался недоволен докладом и подготовленными предложениями министерства сельского хозяйства и продовольствия республики и потребовал полностью пересмотреть подходы к развитию системы закупок.

"Прошу вас не делать пространных докладов о том, кто чего сделал, а — что сделал для того, чтобы продукция сельхозпроизводителей Республики Коми была максимально представлена на полках магазинов и доступна потребителям? Такая задача была поставлена в начале года министерству сельского хозяйства, они должны были системно ее реализовать", — открыл заседание К.Ромаданов.

Однако и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Алексей Буткин огласил пространный доклад, из которого следовало, что личные подсобные хозяйства вносят значительный вклад в снабжение населения продуктами питания: по картофелю — на 92 процента, овощам — 83 процента, скоту в живом весе — 12, молоку — 25. Однако на продуктовом рынке доля ЛПХ колеблется в районе 3-4 процентов. "Основной объем потребляется самими людьми, их семьями, продают соседям, знакомым, на стихийных рынках, по заказу", - пояснил чиновник. Всего на 1 января 2015 года в Коми 92 тысячи семей имеют ЛПХ, ведут работу на 17,4 тысячи гектаров земли. Минсельхозпрод предоставляет различные виды субсидий для разных сельхозпроизводителей, в 2014 году было выделено 40,3 миллиона рублей., в том числе на закупку от ЛПХ — 6,5 миллиона, что на 20 процентов меньше, чем годом ранее. Произошло падение объемов закупки мяса, картофеля и овощей, некоторый рост был лишь по молоку.

Константин Ромаданов без особого воодушевления выслушал доклад Алексея Буткина, выдержанный в традиционном стиле

"Я ничего не услышал про изменение системы закупок для госнужд. Из предложений Минсельхоза я вижу действенных предложений лишь пару от силы. Я в районах задаю вопрос людям: есть прогресс доступа товаропроизводителей к заказам — и слышу в ответ, что как были лоты нишевым производителям, так и остаются. Кардинально ничего не изменилось. Должна быть ответственность глав муниципалитетов за то, что закупают вместо нашей продукции картошку из Чувашии. Я бы согласился, если бы качества у нашей не было, но — нет, наши научились производить качественную продукцию. Мы, как власть, должны исправить недоработки в части доступа у них к потребителю", — подчеркнул зампред.

Заместитель министра экономического развития Коми Галина Жукова рассказало о системе потребительской кооперации в регионе. Так, в республике действует по этой линии более 200 торговых объектов, в том числе половина — в труднодоступных и отдаленных пунктах. "Закуп у населения не самоцель, важно понимать, как в дальнейшем будут жить эти люди. Расширение сети будет вести к росту закупок. Потребкооперация работает в сельских районах, где ограничен круг потребителей, потребительская способность населения крайне низкая", - отметила она. Так, на долю сельских районов республики приходится всего 17,7 процента розничного товарооборота. Не учитывают условия Севера и сельской глубинки некоторые федеральные нормативные акты, так, приказ министерства транспорта РФ от 13 февраля 2013 года влечет увеличение расходов торговых организаций на 50 тысяч рублей на один автомобиль. Власти республики оказывают поддержку потребкооперации: в 2014 году помощь была выделена 26 организациям на 4 миллиона рублей, в этом году сумма будет аналогичной. Еще 5 кооперативов получили займы в размере от 100 тысяч до миллиона рублей.

Заместитель председателя правления Союза потребительских обществ Республики Коми Людмила Шапошникова продолжила рассказ о роли системы потребкооперации. По ее словам, потребкооператоры закупают сельхозпродукции у ЛПХ на 15-20 миллионов рублей ежегодно — в основном это картофель, овощи, мясо, дикоросы, лекарственное сырье. "Сегодня мы можем закупать больше", - заявила она, но, как оказалось, падение закупок продолжается. По ее мнению, причиной сокращения объемов производства картофеля является дороговизна обработки земли. Также не хватает овощехранилищ, куда население могло бы сразу сдавать за деньги урожай.

Размеренный тон докладов прервал исполнительный директор ЗАО "Ассорти" Максим Маркушев. "Ключевую цифру я уловил: 3-4 процента от ЛПХ. Доля эта мизерная. Кроме размазывания и неэффективного использования денежных средств в виде субсидий я ничего не услышал. В Европе кооперация не как у нас — оставшиеся с советского периода предприятия, которые трансформировались в торговые организации, с активами в виде помещений. Я говорю о выделении сильнейших хозяйств республики, которые могли бы объединить вокруг себя мелких фермеров, и отвечали бы за переработку и сбыт, как это делается в других странах мира, - отметил он.

По его словам, в докладе — непонимание реальных инструментов того, что принесет выгоду. "Мелкое фермерство полумертво. Я общаюсь с фермерами — там работать некому, коров пасти... Я живу в республике три года, но считаю себя профессионалом в области торговли — министерство сельского хозяйства ни разу не пригласило меня на совещания, чтобы обсудить взаимодействие сельхозпроизводителей и потребителей. И сейчас я не вижу никакой конкретики. Субсидии надо давать тем, кто умеет распоряжаться деньгами. Построили убойные пункты — а кого убивать в них? Бабка пойдет курицу освежевать? Даже рынков нет в Сыктывкаре с постоянно присутствующим фермером — он не мешает мне, сетевику. Я не поленился найти программу развития сельского хозяйства Коми — нашел какой-то документ на 600 страниц и не увидел в нем никакой конкретики. Два-три листа о распределении средств и никакой четкой системы. Считаю, не хватает сильных профессионалов", - заявил М.Маркушев.

Сейчас рынок труда напряженный, - продолжил он. "Специалисты высвобождаются, но их надо привлекать. Деньги надо давать под конкретных людей, иначе они размажутся ровным слоем. Обсуждали сегодня, что надо строить овощехранилища — за 4 миллиона нормальное овощехранилище не построишь! Даже на оборудование для контроля температуры и влажности не хватит для шести овощехранилищ. Должна быть реальная система, чтобы производитель мог прийти и сдать на хранение или продать свою продукцию — и дальше бизнес ее реализует. Я за свои деньги слетал на крупный российский сельскохозяйственный форум и там узнал, что в средней полосе дотации значительно ниже, не принимают там у фермеров молоко по 20 рублей за литр. Значит, что-то не так работает у нас", - подверг он критике практику работы минсельхозпрода Коми, после чего перешел к потребкооперации.

Максим Маркушев не нашел перспективы в традиционных подходах чиновников и потребкооператоров

По мнению М.Маркушева, если пущенные на закуп сельхозпродукции 20 миллионов рублей разделить на количество сдатчиков (1500-2000 человек), то вырученные ими суммы вряд ли вызывают интерес к расширению производства.

Активная позиция представителя торговой сети заслужила одобрение зампреда правительства, который рекомендовал ему принять участие в обсуждении данных вопросов с минсельхозпродом. "Меня радует, что у человека хорошо в бизнесе и сельское хозяйство его не должно беспокоить, а он активно в этом участвует", - отметил К.Ромаданов.

В дальнейшей дискуссии у руководителей минсельхозпрода интересовались технической вооруженностью мелких производителей, звучала цифра в 1,3 лошадиные силы на гектар, которую должны иметь суммарно сельхозагрегаты для эффективного ведения хозяйства. А.Буткин сообщил, что по сегменту ЛПХ таких цифр нет и вообще многие данные не слишком надежны, например, площадь обрабатываемой земли может оказаться больше официально заявленных 17,4 тысячи гектаров.

"Может, не нужно идти таким путем, не стимулировать то, что нежизнеспособно? Идти с крупными хозяйствами?" — задал вопрос участникам совещания К.Ромаданов.

Л.Шапошникова заверила, что система потребкооперации должна и дальше работать с населением, нужно лишь развивать меры господдержки, делая упор на эффективные практики, среди которых она назвала производившуюся некогда выплату 3000 рублей на осеменение коров и передачу молодняка на откорм населению с последующим выкупом.

Председатель правления сельпо в селе Мыелдино Троицко-Печорского района рассказала об опыте работы ее организации, из которого следовало, что успешная работа в сфере лесозаготовок и производства пиломатериалов позволяет сельпо фактически субсидировать невыгодную закупочную и торговую деятельность.

"Заготовка леса ради выращивания курочек, - отреагировал М.Маркушев. - Надо не судачить, почему фермер не хочет производить больше — надо сделать несколько моделей расчетных и понять, сколько ему надо для развития. Это семья, дети, понятная структура затрат... Кто-то специализируется на производстве кур — и просчитать какая реальная экономика у него. Сделать 8-10 моделей для подворья и посчитать с учетом дотаций и без. Мне как-то раз сказали закупить мясо герефордских бычков. Я поехал за ними в село Куратово и спросил там фермера: для чего вам дали субсидию, выгодно ли заниматься? Для чего ему деньги давали? Чтобы просто герефорды были в республике?"

Руководитель администрации Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин сообщил, что поголовье в подворьях сельчан снижается год за годом. "За четыре года на 500 голов меньше стало", - констатировал он.

"А нужно ли сохранять ЛПХ?" - теперь задал вопрос ему зампред правительства республики.

""У нас не будет возможности поддерживать прежние формы хозяйства, встанет вопрос о продуктовой безопасности", — возразил районный глава. По его мнению, мелким производителям лучше объединять усилия, чтобы закупать тот же навоз, получать ветеринарные услуги, продавать свои продукты на сельхозрынках.

Дмитрий Шатохин не скрывал проблемы, но и сформулировал некоторые предложения по развитию сектора мелких сельхозпроизводителей

Единственный фермер на совещании, глава КФХ из села Пезмог Корткеросского района Людмила Изъюрова буквально выплеснула из себя всю боль крестьянского труда и мысли по поводу стоящих перед мелкими производителями проблем. Так, она начинала в 1995 году с одного гектара земли, а сейчас обрабатывает 15 гектаров, выращивая по 250 тонн картофеля. "Прежде чем закупать, надо произвести. В старых подсобных хозяйствах с помощью мотыги и лопаты бабушка и дедушка много не вырастят, а молодые не будут работать. Нужна механизация. Нужен минимальный объем земли 10 гектаров для всего комплекса техники — от комбайна до плуга", - сказала она.

Вокруг более крупного фермерского хозяйства, по ее мнению, могли бы объединяться 10-15 мелких хозяйств, которые могли бы использовать эту технику, ветеринарную помощь, получить канал сбыта урожая. "Это реальный способ увеличить производство на селе, — заявила Л.Изъюрова. — Люди выращивают картофель, но все разобщенно. Нужен автомобиль — его можно было бы взять в лизинг с выплатой первичного взноса из бюджета. Хранилище... Толковому мужику не составит труда построить хранилище поменьше, чем типовые, но на порядок дешевле. Не закуп надо развивать от населения — некому столько производить. А потребкооперация картофель закупает, потом обратно на селе продает — если вам в серьезных объемах закупать, то надо везти в город и на Север продавать".

В дополнение фермер из Пезмога предложила создать бренд "Коми картофель" и продавать выращиваемый в республике картофель за пределами региона.

Максим Маркушев и Людмила Изъюрова обменялись контактами для налаживания сотрудничества

Последовал еще ряд выступлений, после чего К.Ромаданов подвел в жесткой форме итоги заседания. "Я смотрю проект решения, он требует кардинальной переработки. Сейчас решение принимать не будем, оно должно быть доработано в течение недели и согласовано. Надо спросить с министра, почему он так работает до сих пор. Я сторонник жестких формулировок — со сроками, цифрами, ответственностью. Не сделал два раза — пошел работать в другое место", — заявил зампред правительства Коми.

Фото Юрия Попова

По материалам ИА "Комиинформ"

17 июня 2015

Экономика