17 января 2025 г.
дата обновления БД
9744
компании в базе
44948 посетителей
за ноябрь
16+
Предпринимательница Светлана Турова реализует в республике проект "Занятость на селе: узоры северного вязания". В рамках проекта она планирует построить для своей творческой мастерской "Югыд-арт" здание в селе Аджером Корткеросского района Республики Коми. Цель ее проекта - сохранить традиции северного (в первую очередь, коми) вязания и создать до 10 рабочих мест для сельских мастеров, в том числе бабушек - хранительниц народных традиций. О том, чего удалось добиться, а что еще впереди Светлана Турова рассказала в интервью "Комиинформу".
С.Туровой удалось получить земельный участок в Аджероме, согласовывается подведение электричества. На строительство здания требуется около 850 тысяч рублей. Часть средств вкладывает семья самой предпринимательницы, еще 612 тысяч рублей С.Турова и ее супруг планировали собрать на краудфандинговой платформе Boomstarter, однако в этой части реализация проекта столкнулась с трудностями.
- Светлана, расскажите вкратце, с чего начиналась ваша предпринимательская деятельность и что вы хотите построить в Аджероме?
- Я всегда хотела работать самостоятельно и заниматься творчеством. Вязать меня научила моя бабушка, когда мне было 6 лет, и я любила заниматься вязанием. После школы я поступила на исторический факультет, однако не доучилась там, поняла, что в суровые 90-е годы надо иметь другую профессию и, в итоге, стала юристом. Это позволило мне пережить самое непростое время, работая за хорошую зарплату в разных местах, но мечта моя сидела где-то внутри... И в какой-то момент я решила рискнуть и открыть свое дело. Мой муж меня поддержал, и в 2008 году я начала пробовать выходить со своим творчеством на различные выставки, в том числе международные, а в 2009 году уже зарегистрировалась как предприниматель.
Поначалу я занималась только ручным вязанием. Мы вязали варежки, шапочки, носки, игрушки с коми орнаментами. Но это оказалось невыгодно: как предприниматель, я должна регистрироваться, платить налоги, платить людям за работу - а частные мастера просто продают свое рукоделие без всяких налогов и как с ними конкурировать? Да и не произведешь много вручную... Пришлось даже закрыться, подумать, но затем я снова рискнула и в 2013 году мы перешли на машинно-ручное вязание: купили вязальные станки, которые ускорили работу при сохранении высокого качества изделий. Оборудование у нас, получается, есть - где же разместиться? Да и хотелось дать работу тем женщинам на селе, которые еще владеют секретами и навыками традиционного вязания, которые могли бы подрабатывать таким путем для своих семей в удобном для них режиме. Так мы пришли к идее открыть мастерскую не в Сыктывкаре, а в сельской глубинке. К тому же, пока мы еще действуем в бизнес-инкубаторе в Эжве, но в июле следующего года у нас там закончится срок аренды.
Власти Корткеросского района пошли нам навстречу и дали возможность приобрести земельный участок в селе Додзь в 2012 году. Первоначально планировалось, что через три года туда подведут дорогу и можно будет строиться и работать. Однако ситуация с дорогами в глубинке сложная, денег не хватает и планы по дороге отодвинулись в будущее. Поэтому и решили строится на новом месте в Аджероме. Мы планировали продать свой участок в Додзе, чтобы вложить эти деньги в проект в Аджероме, но в этом году с продажей земли сложности. А сейчас мы планируем построить в Аджероме дом, где разместится мастерская "Югыд-арт".
- Не проще ли было бы купить у кого-то из сельчан обычную большую избу - в хорошем состоянии, разумеется?
Нет, нам приходится именно строить подходящий для мастерской дом. Старые избы хороши сами по себе, но там старая же проводка, чаще алюминиевая, она не выдержит напряжения сети. Да, у нас современное оборудование, и хоть ему не надо промышленных 380 вольт, хватит и 220, но все же требования энергетиков вполне определенные, проводка должна быть медная, да и станки ставить надо на соответствующий фундамент.
- Как вы решили собрать деньги на проект?
- Мы выбрали площадку Boomstarter, дали там объявление. Но нужная сумма пока не собирается, проект идет тяжеловато. Видимо, дело в том, что наш проект довольно узкий, этнический, его мало знают на российском уровне. Например, проекты из Вологодской области больше денег набирают, поскольку они сразу заявляются как исконно русские.
Сейчас будем реорганизовывать наш проект, разделим большую сумму на несколько частей, которые легче собрать. Например, соберем сначала на фундамент дома, потом уже на стены - из одной задачи сделаем несколько этапов.
Нас уже ждет мастерица из Аджерома, спрашивает, когда мы наберем деньги и приступим к строительству мастерской. Да и из Корткероса люди интересуются.
- Вы говорите, что ваш проект узкий. Насколько вам удалось добиться известности?
- В финно-угорских регионах России о нас слышали, финно-угорские информационные порталы нас знают. Между прочим, нашу продукцию уже несколько лет покупают в Ямало-Ненецком автономном округе - там живут и коми-ижемцы, которым интересны наши изделия с северными орнаментами, оленями. Специально для Ямала мы делаем вещи, на которых изображены олени, чумы, символ Солнца и надпись "Ямал" - жителям округа эта продукция нравится.
Интересно отметить, что в аэропорту Салехарда наши изделия есть в продаже, а в аэропорте Сыктывкара даже нет сувенирного отдела.
О нас знают в Финляндии и Эстонии. Вот, недавно я ездила в Инари, благодаря поддержке Коми Войтыр, в местечко на севере Финляндии - наша продукция очень понравилась финнам, они говорили, что коми орнаменты очень близки по духу финским, они узнаваемы для них. Вообще, в Финляндии тема культуры финно-угорских народов очень ценится.
Информацию о нас разместил проект "Русская культура", фонд "Наше будущее" поддержал нас информационным постом, и многие другие — за что огромное спасибо. Я даже закидываю информацию в славянские группы в соцсетях и на славянские сайты - в ближайших к нам регионах берут, так как северные русские орнаменты и финно-угорскимие взаимопроникающие, за счет соседства и культурного взаимодействия.
- Какой еще шаг вы могли бы предпринять для продвижения проекта?
- Я обратилась за поддержкой к председателю Государственного Совета Коми, секретарю регионального отделения партии "Единая Россия" Игорю Ковзелю - он откликнулся и предложил поучаствовать в партийном проекте "Сделаем вместе!". Мне приятно, что нас решили поддержать. Нам окажут информационную поддержку - как проекту, который помогает решать социальные вопросы на селе, дает работу людям. Единороссы договорились с телеканалом "Юрган" и в понедельник о нас расскажут в передаче "Случай из практики", а затем пройдут съемки для программы "Неполитическая кухня". Надеюсь, наш проект станет более известным при такой информационной поддержке, и это облегчит сбор денег.
- Если помните, сыктывкарский предприниматель Федор Овчинников вел блог, в котором открыто и подробно рассказывал о том, как начинал свой бизнес. Вы не думали сделать нечто подобное?
- Да, я знаю об этом и восхищаюсь тем, как это сделал Федор Овчинников. Сама я, к сожалению, не могу в столь же яркой форме вести подобный блог. Но все возможные способы продвижения мы, безусловно, используем.
Например, весной этого года мы приняли участие в первой в мире международной конференции по финно-угорскому брендингу и стартапам, которая состоялась в Москве: приехали люди из финно-угорских регионов и делились опытом запуска и реализации проектов, связанных именно с национальной тематикой. Это было очень интересно и поучительно.
- Давайте поговорим о вашей продукции. Чем она отличается от изделий мастеров?
- Мы стараемся делать вещи выше качеством при сохранении невысоких цен, хотя есть, конечно, и премиальный сегмент. Цены можно удержать, так как на оборудовании производим больше, чем делает мастер при ручной работе. Пряжу я стараюсь закупать у лучших производителей. Раньше покупала даже в Латвии и Эстонии - эта пряжа очень теплая, окрашена натуральными красителями, никакой химии, она более экологичная. Российская пряжа хорошая, но не всегда обладает теми цветовыми решениями как у Европейских производителей, но думаю что наши производители сориентируются на наш рынок и предложат нам что-то интересное. К сожалению, из-за пертурбаций в экономике прибалтийская пряжа подорожала за год вдвое, российская - на 40 процентов. От прибалтийской приходится отказываться... Есть у нас вещи и из шерсти альпаки, даже из шелка можем сделать, но это премиум-сегмент, цена там выходит высокая, такие вещи делаем, по сути, под заказ.
А вообще я хочу в перспективе делать пряжу из местной шерсти, с овец, которых разводят здесь, в нашей республике. Это был бы прекрасный бренд: сделать красивые качественные вещи полностью из местных компонентов.
- Вы хотите создать рабочие места для сельчан. А сколько может заработать такой мастер по вязанию, точнее, мастерица?
Если заниматься надомно ручным вязанием на спицах или крючком, то выйдет немного, тысяч 6-8 в месяц. Если же вязать с помощью ручной вязальной машины , то мастер сможет заработать до 12-15 тысяч рублей. Может, кому-то это покажется небольшой суммой, но на селе женщина ведет на себе полностью дом, хозяйство, детей, пока муж трудится где-то на вахте, а тут еще и возможность пополнить семейный бюджет, никуда не уезжая из дома.
- А насколько этот бизнес выгоден для вас? Интересен ли он вашей семье?
Мы работаем с прибылью, и все свои доходы вкладываем в развитие проекта, но больших капиталов нет. Как видите, золота и бриллиантов я не ношу [Светлана улыбается, - Авт.]. Когда я занялась бизнесом, произошла перестройка сознания с потребления на сбережение. Пришло понимание, что жить надо без кредитов, которые могут задушить, без больших трат. В нашем деле не такая большая прибыльность и оборачиваемость капиталов, как в нефтянке или торговле: надо купить пряжу, станки, сделать вещи, продать, получить за них деньги. Т.е путь от сырья до готового продукта и конечного потребителя — длиннее, и нет быстрой отдачи. Когда делаешь что-то сам, проявляешь фантазию, это намного интереснее. С возрастом и опытом понятия материального и духовного поменялись местами.
Мой муж меня поддержал. Он родом из деревни, коми, владеет коми языком. Мой папа тоже говорит по-коми, но в семье не общались на коми, и я уже во взрослом состоянии вдруг узнала, что папа коми язык знает и говорит хорошо. Я сама коми язык учу в первую очередь по названиям орнаментов, которые находит в архивах и библиотеках мой супруг. Зато мой папа и мой муж теперь разговаривают на родном языке между собой [снова улыбается. - Авт.].
Я сама городская и никогда не думала, что буду жить в деревне. Но вот, видимо, гены сказались, и меня почему-то потянуло туда - и муж тоже захотел поближе к земле перебраться. В селе Аныб Усть-Куломского района у него есть родовой дом, но это далековато, а вот в Аджероме, думаю, нам будет неплохо, место там красивое и сухое. Из Аныба муж взял коми родовой пас - знак семьи. К нему мы добавили еще кое-что, ведь каждое поколение может добавлять в пас свои черты, и сейчас он стал первой буквой названия нашей мастерской "Югыд-арт".
Дочери тоже интересно все это. Хотя она сейчас учится в Москве на инженера, но летом приезжает в Сыктывкар и помогает нам, сама делает какие-то вещи, например, сумочки.
Мне самой завоевание мира не нужно, мне достаточно того, что можно творить и вести небольшой семейный творческий бизнес-проект. И еще хотелось бы, чтобы нашу Республику Коми узнавали больше. Сейчас, кстати, уже узнаваемость выросла. Да и в Коми молодежь уже носит вещи с орнаментом, что приятно.
Мне очень понравилась модель такого бизнеса, связанного с культурой, в Финляндии. В 2011 году я впервые попала туда и была очень удивлена. Там может быть небольшой семейный бизнес, люди живут спокойно, делают интересные вещи ручной работы, нет рвачества, безумной гонки за деньгами, но им хватает денег на жизнь, они сохраняют спокойствие и уверенность. Совместно работают мужья, жены и дети, эта работа их объединяет. И они трепетно рассказывают о своей национальной культуре, они живут в ней, продолжают ее на деле. Эта поездка помогла мне понять, куда надо двигаться.
У коми людей есть такое особое чувство - я бы назвала его завистью в белом смысле: увидел что-то хорошее у других - и хочется сделать самому что-то такое, но лучше. Рассчитываю, что все у нас получится, в том числе, конечно, с поддержкой прессы и партии, заинтересованных людей, мастеров и клиентов.
Для участия в проекте "Сделаем вместе!" необходимо зарегистрироваться на сайте delaplus.ru
Фото Юрия Попова
По материалам ИА "Комиинформ"
28 августа 2015