В рамках прошедшего сегодня в Ухте круглого стола, посвященного вопросам развития экономики региона, глава Коми Вячеслав Гайзер раскрыл некоторые детали соглашения по реализации проекта "Белкомур", подписанного российскими властями и китайской корпорацией Poly Technologies. По его словам, сумма инвестиций в проект оценивается на уровне 240-250 миллиардов рублей. Пять лет займут разработка и строительство железнодорожной магистрали, еще 25 лет - ее эксплуатация китайской стороной, по истечении которых дорога перейдет в собственность России. В своем выступлении Вячеслав Гайзер в качестве основных направлений в развитии экономики региона выделил важность стратегического планирования на долгосрочную перспективу и создание инфраструктурных условий, которые позволят компаниям, работающим в республике и приходящим на ее территорию, двигать экономику Коми вперед. Особенно актуальным он назвал проекты развития Арктической зоны и привел в пример начало реализации "Белкомура". - В рамках визита президента России в Китайскую Народную Республику 2 и 3 сентября нам удалось достичь соглашения с китайскими партнерами. Мы заключили генеральное соглашение по реализации проекта с компанией Poly Technologies, второй по значимости в экономике Китая. Проект, о котором мы говорим, стратегически важен для нас и наших соседей не строительством железной дороги как таковой, а комплексным развитием территорий, где пройдет эта новая магистраль, соединяющая Транссиб с возможностями северного морского пути, - рассказал Вячеслав Гайзер. Как пример комплексного развития территории глава Коми отметил перспективы развития лесоперерабатывающей промышленности региона. По словам Вячеслава Гайзера, ввод железнодорожной магистрали в эксплуатацию сделает экономически доступным на 40 процентов больше лесосеки республики. Новые возможности уже привлекли внимание китайских партнеров, которые проявили заинтересованность в строительстве в Коми нового целлюлозно-бумажного комбината. - У нас по расчетам лесосека 32 миллиона "кубов", а мы с вами валим и перерабатываем всего 8 миллионов. К остальному мы просто не можем подступиться. Так, "Белкомур" даст нам возможность почти в два раза нарастить объемы переработки. Когда китайская компания посмотрела, то первым делом поинтересовалась, могут ли они в ходе реализации проекта говорить о праве на строительство второго ЦБК, равного нашему сыктывкарскому. Конечно, могут и должны, это переход в практическую плоскость тех планов, которые мы у себя закладываем в лесоперерабатывающей промышленности, - заявил Вячеслав Гайзер. Как отметил глава Коми, реализацией соглашения по "Белкомуру" закладывается целая цепочка новых проектов для развития экономики региона. - Реализация началась непосредственно с момента подписания соглашения. Оно предусматривает участие этой компании в реализации проекта по модели концессионного соглашения, это значит, что компания будет вкладывать свои средства как в разработку проектной документации, так и в финансирование строительства железнодорожной магистрали и в дальнейшем отвечать за ее эксплуатацию. В течение 25 лет Российская Федерация будет расплачиваться с китайской компанией по тем затратам, которые она понесет. Весь проект - проектирование и строительство - оценивается в пять лет, 25 лет - эксплуатация, потом она станет собственностью Российской Федерации. В прогнозных ценах на сегодняшний день проект оценивается на уровне 240-250 миллиардов рублей. Он включает в себя не только строительство железнодорожной магистрали, но и реализацию очень многих дополнительных проектов. Общее количество проектов, завязанное на возможностях возникновения и развития этой железной дороги, превышает 40, а с общим объемом инвестиций, которые появятся, и возможностями, которая дает железная дорога, будет еще больше, - рассказал Вячеслав Гайзер на брифинге с журналистами. Напомним, что соглашение о реализации "Белкомура" подписано по итогам переговоров Владимира Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином в составе пакета документов, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества между странами. Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали от Соликамска через Сыктывкар до Архангельска. Общая протяженность магистрали составит 1161 километр, из которых: 449 километров - реконструкция существующих участков; 712 километров - строительство новых путей. "Белкомур" - специальная проектная компания, созданная для реализации проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" на принципах государственно-частного партнерства и других проектов "Комплексной программы инфраструктурного и промышленного развития республики Коми, Пермского края, Архангельской и Мурманской областей" включая проект строительства нового Архангельского порта. Основные акционеры "Белкомура" - регионы-инициаторы проекта: Республика Коми, Архангельская область, Пермский край.
По материалам ИА "Север-Медиа"
8 сентября 2015
Экономика